litnyra

Литературная Ныра

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературная Ныра » Литературная мастерская » Виды и типы сюжетов


Виды и типы сюжетов

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

*это может быть интересно.

Школа писательского и поэтического мастерства
Виды литературных сюжетов

Сергей Лихачев
Этот материал представляет собой часть Темы 15 из курса «Писательское мастерство» в Школе писательского мастерства Лихачева.

В зависимости от характера связей между событиями выделяют две основные разновидности сюжетов: хроникальные и концентрические. Принципы связи событий в хроникальных и концентрических сюжетах существенно различаются, следовательно, различаются и их возможности в изображении действительности, поступков и поведения персонажей. Критерий разграничения этих типов сюжета — характер связи между событиями. Главное отличие хроникального и линейного сюжетов ― это, конечно, время. Хроникальный сюжет воспроизводит естественное течение времени, поэтому тяготеет к описательным жанрам (сага, мемуары, приключения). В концентрическом же сюжете физическое время не имеет определяющего значения: здесь оно частично заменяется психологическим временем, важен конфликт, интрига, поэтому этот сюжет характерен для жанров детектива, триллера, социального и психологического романа, драмы. Можно сказать, жанр диктует выбор вида сюжета.

Э.М. Форстер в книге «Аспекты романа» привёл односложный пример обоих видов сюжета: «Король умер, а потом умерла королева» ― это  хроникальный сюжет; «Король умер, а потом умерла королева ― с горя» ― это концентрический сюжет.

Сюжеты с преобладанием чисто временных связей между событиями являются хроникальными (линейными). Они используются в эпических произведениях большой формы («Дон Кихот» Сервантеса). Они могут показывать приключения героев («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Дети капитана Гранта» Ж.Верна, «Робинзон Крузо» Д. Дефо), изображать становление, изменение личности человека («Детские года Багрова-внука» С. Аксакова, «Евгений Онегин» Пушкина, трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Толстого). В таких бессмертных произведениях, где главные герои ― Чичиков («Мёртвые души»), Колобок (русская народная сказка), Швейк («Похождения бравого солдата Швейка») ― сюжет именно линейный. Правда, в «Мёртвых душах» Гоголя есть  одна вставная новелла (о капитане Копейкине), которая не укладывается в линейный сюжет всего произведения.

Русские писатели XIX века часто строили свои произведения на основе хроникального сюжета. Таков, например, сюжет мемуарного повествования о жизни Гринёва и Маши Мироновой в повести Пушкина «Капитанская дочка». Этот тип сюжета часто привлекал писателей-сатириков: сатирические «хроники» создали Гоголь («Мёртвые души») и М.Е. Салтыков-Щедрин («История одного города»). Хроникальный тип сюжета весьма распространён и в поэмах. Хроникальными в своей основе являются сюжеты поэм «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Соловьиный сад» А.А. Блока и «Анна Снегина» С.А.Есенина.

Хроникальные сюжеты широко используются в авантюрно-приключенческих романах, в которых воссоздаётся, как правило, внешняя сторона жизни людей, и в социально-бытовых романах-хрониках, где могут быть изображены несколько поколений одной семьи или показано развитие определённой социально-бытовой среды.

Хроникальный тип сюжета может привлечь писателя, если ему необходимо показать внутренний мир персонажей, развёртывающийся во времени. «История души человеческой» — основа психологического романа-хроники.

Хроникальный сюжет состоит из эпизодов, приращение сцен происходит по линейной шкале времени. Другими словами, в хроникальных сюжетах связь между событиями — временнáя, то есть события сменяют друг друга во времени, следуя одно за другим.

Действие в хроникальных сюжетах не отличается цельностью, строгой логической мотивированностью: ведь в сюжетах-хрониках не развёртывается какой-либо один центральный конфликт. Они представляют собой обозрение событий и фактов, которые могут быть внешне (логически) даже не связаны между собой. Объединяет эти события только то, что все они выстраиваются в одну цепь с точки зрения протекания во времени. Хроникальные сюжеты многоконфликтны: конфликты в них возникают и гаснут, одни конфликты приходят на смену другим.

В сюжетах хроникального типа кульминация либо слабо выражена, либо полностью отсутствует. Например, кульминации нет в первом томе поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Лишь некое подобие кульминации можно найти в пьесе Чехова «Вишневый сад»: известие о продаже усадьбы внешне меняет жизнь персонажей, но не является следствием конфликта между ними. Потеря «дворянского гнезда» — давно ожидаемое событие, оно имеет прежде всего психологическое и символическое значение.

В хроникальном сюжете отсутствует ярко выраженная завязка, а в развитии действия преобладают временные мотивировки. Но в линейный сюжет могут включаться эпизоды, иногда довольно обширные, в которых события связаны причинно-следственной связью, т. е. могут включаться различные концентрические сюжеты.

В чисто хроникальном сюжете события связаны между собой хронологическим порядком изложения, то есть, сюжет и фабула совпадают.

Нередко для того, чтобы подчеркнуть хроникальный принцип расположения событий в произведениях, писатели называли их «историями», «хрониками» или — в соответствии с давней русской литературной традицией — «повестями».

У линейного сюжета имеются подвиды: 1) линейный с экскурсами; 2) линейный дискретный (события подаются неравномерно); 3) линейно-параллельный (несколько сюжетных линий, каждая из них линейна, иногда они пересекаются).

Экскурсы в прошлое и забегания в будущее ― довольно часто встречающиеся элементы в линейном сюжете. Дискретность означает разрывы в физическом времени, охваченном повествованием. Например, в мемуарах  повествуется в период с юности по зрелость героя, с пропусками детства, отрочества, пяти лет отсидки в тюрьме в молодости, и т.п. но тем не менее сюжет мемуаров остаётся линейным.

Есть линейные сюжеты с обратной хронологией. В них разрешение конфликта помещается в самое начало произведения, а в ходе развития сюжета  прослеживаются причины, мотивы, объясняющие такое разрешение. Примеры ― пьеса Нобелевского лауреата, драматурга Гарольда Пинтера, «Предательство», роман Мартина Эмиса  «Стрела времени, или Природа преступления».

Сюжеты с преобладанием причинно-следственных связей между событиями называют сюжетами единого действия, или концентрическими. Концентрические сюжеты часто строятся на таком принципе классицистическом принципе, как единство действия. Например, в пьесе «Горе от ума» Грибоедова единством действия будут события, связанные с приездом Чацкого в дом Фамусова. С помощью концентрического сюжета тщательно исследуется какая-то одна конфликтная ситуация. В драме сюжетосложение такого типа господствовало вплоть до XIX века, а в эпических произведениях малой формы используется и сейчас. Единый узел событий развязывается чаще всего в новеллах, небольших рассказах Пушкина, Чехова, По, Мопассана.

В концентрических сюжетах используется нелинейное повествование. Здесь преобладают причинно-следственные связи между событиями, то есть каждое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего. Такие сюжеты отличаются от хроникальных единством действия: писатель исследует какую-либо одну конфликтную ситуацию. Все события в сюжете как бы стягиваются в один узел, подчиняясь логике основного конфликта. В концентрических сюжетах между эпизодами чётко просматривается причинно-следственная связь, легко выделяются завязка и развязка. Концентрический сюжет строится на основе принципа развития действия, на связи эпизодов, особенностях завязки и развязки.

Примеры сюжетов концентрического типа — сюжеты романа Достоевского «Преступление и наказание» и комедии Гоголя «Ревизор». Мастерски построен концентрический сюжет романа Лермонтова «Герой нашего времени». В «Герое» все повести — «главы» романа основаны на ясно выраженных конфликтах (за исключением, может быть, повести «Максим Максимыч»). Однако хронологические связи между ними намеренно разрушены, так как Лермонтов вовсе не стремился воссоздавать «историю души» Печорина. Сюжет воплощает иной замысел писателя: выявить постепенно, поэтапно характер главного героя — характер вполне сложившийся, глубокий и противоречивый. Личность Печорина не развивается, а выясняется, выявляется в сюжетной цепи из пяти повестей, каждая из которых — образец концентрического сюжета. В «Герое» Лермонтов сообщает о смерти Печорина практически в самом начале романа, какие-то события намеренно замалчивает  или сообщает вскользь (например, ничего не сказано о том, что Печорин делал после отъезда из Тамани и до прибытия в Пятигорск). В каких-то эпизодах темп повествования замедляется, в каких-то ― намеренно убыстряется. Эти приёмы автор применяет для одной цели ― детальной разработки образа главного героя. Автор прежде всего обращает внимание читателя на развитие характеров героев, на их поступки и переживания, то есть, на взаимодействие персонажей и обстоятельств. Происходит не хронологическое, а смысловое сцепление образов.

Нелинейное повествование очень часто используется в сценариях фильмов. Например, в фильме «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино.

В произведениях с концентрическим сюжетом сюжет и фабула существенно отличаются друг от друга.

У концентрического сюжета имеется очевидный недостаток ― предсказуемость. В силу наличия единственного конфликта, читатель быстро обнаруживает на стене «чеховское ружьё», которое повесил автор, и дальше интересуется лишь тем, когда и при каких обстоятельствах оно выстрелит. При этом читатель часто верно предугадывает развязку сюжета, особенно если он сделан по коммерческому шаблону, и поэтому теряет интерес к произведению, не дочитывает до конца. Автору концентрического сюжета нужно проявить изощрённую изобретательность, чтобы сделать развязку неожиданной.

В большинстве произведений литературы XIX и XX вв. оба типа сюжета сосуществуют: для писателей важно развернуть события во времени, но не менее важно выстроить их в соответствии с логикой конфликта. Особенно сложны отношения между хроникальными и концентрическими типами сюжета в многоплановых произведениях, где есть несколько сюжетных линий (например, «Война и мир» Л. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Петр Первый» А.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А.Шолохова). Но и в сравнительно прозрачных с точки зрения организации сюжета произведениях два сюжетных начала могут сосуществовать, дополняя друг друга. Например, в сюжете пьесы М. Горького «На дне» преобладает хроникальное начало, которое осложняется, однако, многочисленными частными конфликтами — столкновениями и спорами персонажей. Если сюжет одновременно является многолинейным, то между сюжетными линиями также чётко прослеживается причинно-следственная связь, она же мотивирует включение новой линии в произведение.

Хроникальные и концентрические начала взаимодействуют в сюжетах многолинейных романов, где одновременно проявляется несколько событийных узлов. Естественно, что в хроникальные сюжеты часто включают концентрические микросюжеты. Поэтому иногда выделяют третий вид сюжета ― многолинейный, в котором развёртываются несколько сюжетных линий. Они могут идти параллельно, время от времени пересекаясь друг с другом. Включение каждой новой линии в произведение обуславливается причинно-следственными связями. К многолинейным романам относятся «Анна Каренина» и «Война и мир» Л.Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси.

Существуют сюжеты, различающиеся напряженностью действия. Сюжеты, насыщенные событиями, называют динамическими. В этих событиях заключён важный смысл, и развязка, как правило, несёт огромную содержательную нагрузку. Такой тип сюжета характерен для «Повестей Белкина» Пушкина, романа «Игрок» Достоевского. И наоборот, сюжеты, ослабленные описаниями, вставными конструкциями, ― адинамические.  Развитие действия в них не стремится к развязке да и сами события не заключают в себе особого интереса. Адинамические сюжеты в «Мёртвых душах» и «Старосветских помещиках» Гоголя, «Моей жизни» Чехова.

https://www.google.ru/amp/s/schoolofcre … жетов/amp/

+2

2

Как-то очень много. Сдается мне, автор таки растекся мысью по древу

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Литературная Ныра » Литературная мастерская » Виды и типы сюжетов