litnyra

Литературная Ныра

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Мои отзывы на книги

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Постепенно буду сюда приносить рецензии на всякое прочитанное за год

1. Дж. К. Роулинг, "Гарри Поттер и Дары Смерти"
В конце прошлого года я села перечитывать весь цикл, на январь 2017 попала последняя книга про "Гарри Поттера". Во второй раз цикл пошёл у меня лучше и веселее, чем в первый, и я отмечала множество деталей, на которые прежде не обращала внимания: достоверность психологических портретов персонажей, "стреляющие" ружья, продуманную композицию и многое другое. В книгах очень много социального. Да там вообще рыть можно бесконечно, на самом деле, было б желание!
Седьмая книга остаётся для меня... хотела написать "самой слабой", но потом задумалась. Наверное, правильнее сказать - самой нелюбимой. Да, Роулинг хорошо и правдоподобно показала отчаяние подростка, который верил, что вот он пойдёт воевать - и сразу хоп! - и победит, а оказалось, что он не знает ни что делать, ни как искать. Вот эта пустота и потерянность передана реалистично, в подобное развитие событий веришь, но увлекательности в "Дарах смерти" гораздо меньше.

2. С. Кинг, "Кристина"
С этой книгой у меня особенные отношения: читать я её начала лет в 11 или 12. Её подарили моему двоюродному брату, когда он приезжал в гости. Брат взял книгу и положил на верхнюю полку книжного шкафа, где она лежала до его отъезда (за исключением вечеров, когда он брал её почитать). Мне было очень интересно, что это. Но читать мне её было нельзя: рано. Поэтому, когда брата не было дома, я залезала на стул, брала "Кристину" и читала её стоя. Если кто-то начинал открывать дверь, я быстро закрывала книгу и делала вид, что копаюсь в цикле про Алису Селезнёву или в книжках Волкова. Ну вы поняли :eyebrow: Так я прочитала где-то две трети. А потом брат уехал, и я так и не узнала, чем там всё закончилось. Но книгу запомнила на долгие годы.
И вот, недавно, обсуждая Кинга, решила всё-таки найти "Кристину" и дочитать. Сказано - сделано.
Книга - неплохая, и уж явно запоминающаяся, хотя такого сильно впечатления, как в детстве, она на меня, разумеется, не производила. Но она увлекательна, жутковата, пронизана тем самым духом маленьких американских городков, которым пронизано большинство произведений Кинга.
А в остальном - ну классический хоррор. По всем законам жанра.

3. Сидни Шелдон, "Незнакомец в зеркале"
Хы. Я никогда прежде не читала Сидни Шелдона. Вообще считала, что он пишет чистейшие дамские романы, и как-то всегда проходила мимо. Проходила - пока не наткнулась на цитату из "Незнакомца в зеркале", в которой изящно и очень точно передавался быт богемы, описывалась жизнь актёров-неудачников, оказавшихся на обочине жизни.
Тогда-то я и заинтересовалась.
Не знаю, как там всё остальное у Шелдона, но эта книжка - хорошая. По сути, это даже не история о любви, о любви тут очень мало. Прежде всего - это и история жизни двух актёров: всемирно известного комика и молодой не особенно успешной актрисы. История их жизни, их карьеры, их успехов и неудач. История "с пелёнок", так что можно проследить всё: и влияние семьи, и неудачные влюблённости, и опасные виражи. Можно видеть, как и что поднимает одних людей к вершине славы, а других - сбрасывает вниз. А любовь... ну что любовь? Она тут занимает совсем небольшую часть истории, да и назвать её сказочной язык не повернётся. Правдивая - да. Местами - страшная и грязная, местами - героическая, местами - и не любовь вообще, а что-то иное, выдаваемое за любовь.
Книжка психологически очень достоверная, и вообще - яркая. Я могла бы придраться, наверное, только к парочке мелочей. Но - не буду.

4. Энн Леки, "Слуги правосудия"
Этот роман собрал чуть ли не все существующие премии в области фантастики: "Ньюболу", "Хьюго", премию Артура Кларка, "Локус", премию Британской ассоциации научной фантастики, и так далее. И это ещё не считая номинаций.
Особенно тут стоит отметить, что роман - дебютный. То есть, это первая книга такого объёма у автора. Ну чем не история успеха? Вдохновиться и верить!
Но не тут-то было...
В книге, конечно, есть интересные задумки, вроде разума космического корабля, распределённого по сегментам-людям, которые теряют при этом свою личность и становятся по сути дополнительными глазами, ушами и руками. Это вот это распределённое восприятие. Это фирменная фишка книги: корабль не может разобраться в том, какого люди пола, и потому говорит обо всех "she". Фишка, кстати, довольно сомнительная. Если сперва ты думаешь о том, что людей и правда иногда не так просто различать, что "she" - это как бы производная от "ship" (это я не придумала, а вычитала), и так сперва сегменты называли друг друга - а потом переключились и на остальных людей, то дальше становится интереснее: биологический пол у людей сохранён. Женщины могут рожать и рожают. Но при этом в империи Радч гендерные окончания атрофировались за ненадобностью. Эм. Ну ладно.
Дальше выясняется ещё более интересное: некоторые народы вполне себе сохраняют и гендерные окончания, и одежды носят разные, в зависимости от пола, и говорят друг о друге с указанием пола. Но при этом корабль не способен научиться различать пол хотя бы по таким признакам. Он продолжает упрямо гадать и путаться. Даже борода у собеседника не может заставить его подумать о том, что перед ним, скорее всего, всё-таки мужчина.
Особых косяков книге добавляет перевод. Ведь в английском у глаголов в прошедшем времени гендерных окончаний нет. А в русском - есть. И тут получается проблема: собеседники главной героини (или героя? проклятые окончания!) регулярно говорят о себе с какими-то не теми окончаниями. По идее, они должны бы говорить на радчайчком, в котором окончаний нет. Но приходится на русском.
Добавьте ко всему этому довольно тяжёлое повествование, мало динамичный сюжет, безэмоциональность главного героя - и... я не понимаю всех этих наград, короче.

5, 6, 7. Дж. Боуэн, "Уличный кот по имени Боб", "Мир глазами кота Боба", "Подарок от кота Боба"
Джеймс Боуэн - это бывший наркоман, в прошлом - бездомный уличный музыкант, позднее - уличный продавец в социальном жилье, предоставленном государством. Но вот однажды Джеймс подобрал больного кота, и заверте... Практически история "Кота в сапогах": сперва ты помогаешь животному, а потом он приносит тебе деньги, славу, друзей и многое другое.
Особую прелесть книгам придаёт то, что они основаны на реальных событиях. И то, что всё, изложенное в них, - правда.
Если читать историю поверхностно, можно сказать что-то в духе "это всё такое милое и доброе, котик, мимими". Но если попытаться глянуть глубже - то в этой истории просто масса тем, над которыми можно подумать.
Вы когда-нибудь задумывались о том, каково жить людям, у которых денег - на сегодня-завтра, а заработок они получают каждый день? Вы не можете заболеть: нечего будет есть. Вы не можете пересидеть грозу: нечего будет есть. Да вплоть до того, что у вас могут перед самым рождеством отключить электричество - и весь ваш рождественский ужин испортится, а вы просто замёрзнете.
Но это лишь верхний пласт, незнакомый нам, более-менее сытым баловням судьбы.
Есть же вещи и посложнее: как вообще мыслит такой человек? А мыслит он странно. Он частенько бежит от проблем вместо того, чтобы их решать. Он упускает время. Он может пойти на ненужный конфликт, от которого станет только хуже. И при этом - он невероятно привязан к своему коту, так сильно, как мы не привязываемся к людям. Кот - его лучший друг. Кот важнее и лучше, чем любой человек. Весь мир Джеймса держится на коте, и мне даже страшно, что будет дальше, если кот умрёт.
Можно подумать тут и над нашим миром: стал бы Джеймс так знаменит в другом обществе, в других условиях? Нет, не стал бы. Они с котом - закономерный результат именно нашего общества, мечтающего об "историях успеха", результат продуманной работы литературного агента и маркетинга.
Что будет, когда слава кота приутихнет, а ничего нового Джеймс не придумает? Тоже неизвестно.
И при всём при этом, мне очень хочется верить, что Джеймс справится со всем. Потому что на протяжении всех трёх книг его прогресс очевиден. Видно, как этот человек менялся, как он решал свои проблемы и старался выбраться. Видно, как он болтался на грани выживания, и выживал. Как он налаживал испорченные прежде отношения и верил в лучшее.
Одинокий человек, которому выбраться из ямы помог кот.
Нет, эта история должна была быть рассказана.

+2

2

Очень интересно прочитать было. Про 7 гп согласна)

0

3

Поехали дальше

8. Э. М. Ремарк, "Триумфальная арка"
Главная прелесть нынешнего сезона :inlove: Книга, в которую я не ожидала влюбиться, но влюбилась. Мне даже сны снились, в которых Ремарк по секрету рассказывал, что это - его лучшая книга, и больше можно ничего не читать, потому что в остальных он лукавил, а здесь был честен. Уж не знаю, откуда у меня такие сны :alles:
Особенно интересно читать эту книгу, понимая, что в 1945 году эта книга моментально стала бестселлером, и тут же по ней стали снимать фильм. Что у нас сейчас моментально становится бестселлером и экранизируется? Вот то-то и оно.
А ещё теперь, если кто-то будет говорить мне о сентиментальности женщин, я буду из-за баррикад отстреливаться "Триумфальной аркой".
Ну а если совсем честно, то я не знаю, что можно сказать об этой книге кроме того, что она не потеряла актуальности сейчас (и не потеряет её, наверное, никогда). Она увлекательна - хотя обычно от классики не ждёшь увлекательности. Она психологически достоверна и правдива. А ещё она поднимает сразу три острые темы: любовь, война и Вторая Мировая. А ещё множество тем помельче, но не менее актуальных, от проституции до абортов.

9. А. и Б. Стругацкие, "Далекая радуга"
Одна из повестей, которые я у Стругацких не читала (ну, теперь уже читала). Умели они так писать, что всё в душе переворачивается. И даже если у тебя есть спойлеры из будущих книг - всё равно переворачивается. Потому что открываются такие грани человеческих отношений, когда понимаешь каждого, и любовь оборачивается подлостью, а жестокость оправдывается любовью. И ты не можешь отринуть ни любовь, ни подлость. Потому что трагедия соседствует с комедией, и сквозь смех, сквозь улыбку трагедия становится ещё более жестокой и острой.

10. Д. Кузнецова, "Кошачья верность, волчья честь"
А ещё меня периодически пробивает на ромфант. Ну просто апатамушта и яжедевочка.
При этом, если вы меня поймаете и посадите за круглый стол, я вам подробно и в деталях расскажу об основных проблемах ромфанта. И на первом месте там будет даже не предсказуемость, а нереалистичность психологических портретов персонажей (особенно мужских), слабо продуманный мир и вялая сюжетная линия. Если и есть в произведении детективная, приключенческая или ещё какая сюжетная линия, то заканчивается она обычно пшиком и используется в качестве декорации.
Но перейдём к самой истории. Для ромфанта она неплохая. Тут не самое предсказуемое развитие сюжета, характеры героев нетипичны, и есть ощущение, что автор вложила в произведение свой опыт и знания о людях. Поэтому тут не "ах такой он" и "ах такая она", а плюс-минус правдоподобные люди, которые даже сходятся более-менее правдоподобно.
Впрочем, к миру всё равно претензий масса, интрига простовата и главных гадов победить удалось ну очень легко и играючи. А уж очень крутые девицы-кошки, которые даже мужиков-волков могут на две лопатки уложить, - так это и вовсе печаль-беда.

11-13. Г. Л. Олди, "Побег на рывок" (трилогия)
С этой трилогии я поняла, что у нас с Олди отношения всё-таки могут сложиться.
Выбрала я этот цикл по очень смешной причине: из-за сурового мужика на обложке. Я знаю, что Олди требовательны к оформлению, что они не пустят в печать книгу, обложка которой не соответствует или плохо соответствует произведению, и потому я была уверена: там будет знойный псевдоиспанец со шпагой.
Про Ойкумену - мир произведения - я знала капельку: первая книга прочитана, пережёвана и забыта, как страшный сон. Но этого хватило для понимания мира. Большего было не нужно.
Пока что из прочитанного по Ойкумене этот цикл - лучший. В нём есть всё, что нужно: сюжет, захватывающий практически с первых страниц, герой, органичный в своих мыслях и чувствах, не Марти-Сью, живой, со своими слабостями - и оттого крайне милый и родной, конфликт - внутренний и внешний, - чувства, эмоции и неплохой юмор.
У меня была небольшая претензия к финалу, но потом я поняла, что финал можно вывернуть как минимум тремя разными способами - и отчасти утешилась. Мега-спойлер

14-16. Г. Л. Олди, "Городу и миру" (трилогия)
После "Побега на рывок" мне очень захотелось ещё Ойкумены, и я пошла по совету читать "Городу и миру". Цикл тоже хорош. Не считая полутора помарок, образ главной героини у авторов получился цельный и гармоничный, мелких интересных деталей и необычных сюжетных поворотов тоже хватает, интрига есть. Но если "Побег на рывок" я читала на одном дыхании, не отрываясь, то "Городу и миру" очаровал меня первой книгой, сохранил очарование на второй, но на начале третьей я поняла, что погрязаю, подвисаю и, чёрт побери, где сюжет?! Сюжет всё-таки нашёлся, но ближе к концу третьей книги. И, кажется, Мини-спойлер.
А ещё у меня было ощущение, что они осознанно и специально пихают в текст философскую мысль, причём пихают её открытым текстом. Несколько раз разные герои в разных ситуациях сообщают главной героине, что насилие - это инструмент. И весь цикл крутится вокруг этой мысли. Насилие - это инструмент. Оправдано оно? Не оправдано? Правильно это? Или нет? Казалось, что в текст насильно запихивали философию, шоб було. Философия пищала и сопротивлялась, но её таки запихали. Да ещё повторили несколько раз, чтобы читатель понял.
Но в остальном цикл тоже хороший :) Хотя "Побег" лучше

+1

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»