litnyra

Литературная Ныра

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О верлибре

Сообщений 1 страница 30 из 122

1

Введение

Прежде чем перейти непосредственно к верлибру, необходимо сказать пару слов о техническом разборе вообще.

В среде сетевых критиков (в дальнейшем говоря "критики", я буду иметь в виду именно сетевую критику, т. е., более-менее развёрнутый фидбек, а не собственно институт критики) технический разбор зачастую выступает как вроде бы необходимое, но, вместе с тем, абсолютно бесполезное звено общего разбора стихотворения. Критик считает нужным назвать размер, которым написано стихотворение, но дело обычно этим и ограничивается, факт не работает на понимание текста. Впрочем, поскольку сетевая критика нацелена не столько на понимание, сколько на попытку скорректировать текст, и адресована автору, а не читателю, критик может рассматривать размер с точки зрения его "правильности" или благозвучия. Разумеется, чаще всего за эталон берётся силлаботоника, в лучшем случае, если критик обладает хорошим слухом, он может услышать нюансы паузировки в "нарушенных" размерах, а зная стихосложение немножко шире школьной программы, узнать и назвать тонические рисунки; в худшем же случае критик может оказаться музыкально глухим и доверять лишь сухим схемам (использование программ для определения размера — пожалуй, крайний случай такой глухоты, совершенно неконструктивное решение, поскольку никакая программа не сумеет уловить нюансы паузировки речи, которые могут вывезти нарушенные размеры до необходимого ритма), не ощущая реального звучания .

Собственно, это я к тому, что сам по себе технический разбор, во-первых, необязателен, другое дело, если он работает на восприятие и понимание текста; во-вторых, не так уж просто провести, это, вопреки сложившемуся мнению, далеко не объективное место, многое зависит от слуха читателя, и чем ритм дальше от метрических схем и сложнее, тем больше работы требуется от читателя. В дальнейших попытках наметить тенденции анализа верлибра не будем забывать про эти моменты.

1. Верлибр, поэзия и проза.

Думаю, особо определение верлибра в данном случае необязательно, все понимают, что это такое, в целом можно сказать, что верлибр — это стих, в наибольшей степени свободный от метрических и рифменных конвенций. Стихами верлибр делает его запись "в столбик", строкораздел. И это не только связано с визуальной стороной, это определяет и ритм, и семантику текста. Ограниченный строкоразделом, стих перераспределяет элементы, управляемые в прозе синтаксисом, и объединяет их в единое ритмико-семантическое целое; это явление известно как "теснота стихового ряда". Ритм строки задаётся её размером (в смысле длины), у строки есть интонационно-мелодические начало и конец, а стихи разделены особыми, присущими только поэтической речи паузами. Потому понимать верлибр просто как "прозу в столбик" наивно. Это о ритмической основе верлибра в целом.

2. Верлибр, метрика и тоника

Несмотря на то, что регулярной метрической основы у верлибра нет, отдельные стихи можно истолковать в качестве (силлабо)тонических. Вообще, так можно сделать с любым отдельным отрезком речи, на этом феномене строит свою стиховедческую теорию Ю. Орлицкий, например. У него же есть классификация переходных форм верлибра по количеству имеющихся в тексте метрических и изотонических стихов (т.е. стихов, у которых можно определить силлаботонический размер или идущих подряд стихов одного тонического звучания). Щас я перейду к подробностям и будет понятно, о чём я.

Метрика (силлаботоника):

• если в тексте ни один стих невозможно трактовать в качестве метрического, это
чистая форма верлибра (ЧФ)

• если в тексте встречается менее 25% метрических стихов, это верлибр с метрическими вкраплениями (МВ)

• если в тексте можно найти от четверти до половины метрических стихов, то это верлибр с метрической доминантой (МД)

Тоника:

Поскольку, в отличие от силлаботоники, тонические размеры можно обнаружить в любом изолированном стихе верлибра, тоническая основа наблюдается лишь когда рядом находятся два и больше изотонических  стиха, образуя, тем самым, более упорядоченный, чем в верлибре, ритм.

• если следующих один за другим изотонических стихов практически нет, это снова чистая форма

• если таких стихов до четверти, то это верлибр на определённой тонической основе (ТО)

•если их от четверти до половины, это верлибр с акцентной доминантой (АД).

На естественный вопрос "Как это пригодится вообще при анализе" у меня возникает лишь один ответ: хз, мож, пригодится где.

Например, если замутим вдруг на форуме конкурс верлибров, можно будет определять чистоту формы. В более широком контексте: можно проверить текст на формальную фичу, где ритмическим метаморфозам соответствуют семантические. Ну, и просто ради классификации.

3. Верлибр и рифма

Тут всё проще: рифма является ритмообразующим элементом, строки верлибра, объединённые рифмой, становятся либо строками тонического стиха при изотонике, либо строками раёшного стиха при отсутствии оной.

4. Короткий и длинный верлибр

Тот же Орлицкий выделяет две разновидности верлибра: короткий и длинный. Различаются они не столько длиной строк (об этом следующий пункт) или текстов, сколько оптикой и логикой построения (от которых уже и прямо зависит длина текста).

короткая разновидность опирается на дедуктивный вывод по типу силлогизма, близка к афористике, пользуется "микроскопической" оптикой, т.е. близко и даже предельно близко рассматривает некий ограниченный, небольшой набор предметов (в том числе предметов речевых). Короткий верлибр создаёт замкнутый рефлексирующий мир либо отрывки, лишённые опоры и висящие в пустоте. Эта разновидность близка минимализму, но сам по себе минимализм не всегда можно рассматривать как чистый верлибр, об этом ниже.

длинный верлибр строится на индуктивных цепях, известный феномен, идущий ещё от Уитмена — "каталог образов", это "телескопическая" оптика, панорамное зрение, широта мира. Сюда же можно отнести длинные повествовательные верлибры. Орлицкий в контексте русской поэзии связал первую разновидность с московскими поэтами (Бурич), а вторую — с питерскими (Алексеев).

5. Длина строки и строкораздел

Особенности русского языка таковы, что чем короче строка, тем больше вероятность того, что она звучит тонически или метрически. Потому часто минималистические тексты, несмотря на декларативную свободу, оказываются написаны какой-нибудь из переходных форм верлибра, а не ЧФ, чисто случайно, исходя из статистических языковых закономерностей. Справедливо и обратное: длинную строку сложнее сковать метром, потому верлибры с длинными строками почти всегда оказываются ЧФ, а если не оказываются, то это говорит о сознательной работе автора с переходными формами. Ещё раз предостерегу от использования всяких сомнительных программ по определению размера, лучшая программа стиховеда — это его слух и мозг.

Многие исследователи связывают строку верлибра с человеческой телесностью, особенно это касается длиннострочных верлибров. На листе такие верлибры — путешествие глаза, с голоса же — дыхательные практики. Потому важно принимать во внимание возможность дыхания участвовать в построении ритма верлибра, но помнить, что дыхание индивидуально, и не рубить с плеча верлибры, в которых у критика не хватает или сбивается дыхание, а попытаться уловить дыхание автора.

И здесь можно перейти к другой важной проблеме верлибра: проблеме строкораздела. Где, когда, на каком моменте появляется необходимость закончить строку? Чем это определяется? Причины могут быть разными, но так или иначе это либо причины ритмические, либо смысловые, а в идеале — смешанные. Короткие строки и короткие верлибры чаще формируются по смыслу, длинные — по ритму. Опять же, в ритмическом формировании строк могут быть две стратегии: следования синтаксическому ритму и намеренного его нарушения. Есть интонационно-фразовый верлибр, разделяемый на строки синтаксическими периодами. Но и обычный верлибр может следовать за синтаксисом, только на более мелком уровне, в этом случае чаще всего стихи совпадают с колонами в прозаической речи, хотя отдельные строки могут выделяться особенно, нарушая синтаксис, здесь работает другой, смысловой принцип строкораздела (часто такие строки состоят из одного-двух слов, к которым автор хочет как-то привлечь внимание). В верлибре, нарушающем синтаксические периоды, строкораздел может разрывать синтаксические единства — синтагмы и колоны — и даже переносить слова, т.е., использовать анжамбеман; зачастую этого требуют и смысловые причины. Понятно, что такой ритм сложнее читается и требует для своего построения бóльших читательских усилий, но такая работа по преодолению синтаксической власти может быть полезной. Естественно, типы строкоразделов легко могут сосуществовать в пределах одного текста, и наблюдение за их динамикой тоже может оказать услугу анализу.

6. Заключение

Ответ на вопрос "Почему именно верлибр?" дать, в принципе, можно, но это очень тонкая работа на страх и риск критика. В ней больше помогут чуткая поэтическая интуиция и широкий читательский кругозор, нежели жёсткие методологические рамки. Хотя и такой широкий ответ может сам отпасть после работы с предыдущими пунктами анализа, подчёркивающими нюансы и различия. Важно понимать, что далеко не всё поддаётся интерпретации, есть моменты чисто эстетические и телесные, например, ну вот слышит автор это стихотворение именно в качестве верлибра и всё тут.

Важно ещё обратить внимание на язык текста, как строится фраза, как взаимодействуют друг с другом слова и фразы, имеется ли сюжетное повествование, некое размышление, лирическая зарисовка или даже и вовсе героем стихотворения становится сама речь. В каждом из таких случаев верлибр может играть свои роли. Скажем, при наличии чёткого сюжетного повествования либо размышления выбор верлибра может быть обусловлен необходимостью донести сюжет/ мысль без искажений. Стратегия минимализма требует сознательного отказа от излишеств, каковыми могут считаться "вторичные поэтические признаки".

И, наконец, по возможности неплохо включить стихотворение в адекватный контекст и выявить интертекстуальные моменты. Тут, опять же, сильно помогает читательский опыт. Для каждой разновидности верлибра можно найти несколько более-менее крупных, влиятельных имён, в чей контекст можно поместить стихотворение. Уловленные переклички могут существенно расширить и углубить интерпретацию.

Какие-нибудь моменты я мог упустить, есличо пишите коменты, попробуем разобраться)

Отредактировано Visioner (2016-04-09 10:53:23)

+5

2

бля, чо с тегами?
с компа пофиксю позже

0

3

Visioner, ты их вручную что-ли писал? Почему у тебя палки в другую сторону?)

0

4

да, с мобилы писал, вручную переделывал теги с дайри

0

5

еее, фиксед

Спасибо, Шана)

Отредактировано Visioner (2016-04-09 10:57:11)

0

6

Спасибо :)
Я ещё натыкалась на мысль, что ритм и рифма позволяют скрыть некоторые недостатки самого стихотворения. Самый простой пример: когда стихотворение идеально и с точки зрения ритма, и с точки зрения рифм, но при этом пустое.Да, я помню, что ты не любишь, когда в текстах ищут смысл, но всё равно )
Когда ритма и рифмы нет, все огрехи содержания оказываются на виду.

+1

7

Ticky, ритм есть всегда, может не быть размера, а ритм строиться на иных основаниях, нежели упорядочение слогов. Пустые техничные стихи — обычное дело, холостая работа поэтической машины

0

8

Visioner, ну да, я имела в виду под ритмом повторяющийся рисунок ударных и безударных слогов (необязательно силлаботонику). Просто не знаю, как это правильно назвать. В случае с верлибром, мне кажется, речь идёт о несколько другом ритме.
а так, ритм есть во всём, и в прозе тоже

Отредактировано Ticky (2016-04-09 15:09:03)

0

9

Ticky, это и есть размер. А если не силлаботоника, то что? Просто других таких систем не знаю.

0

10

Visioner, силлаботоника, вроде, подразумевает, что строка состоит из одинаковых стопов. Или двусложных, или трехсложных, но одинаковых. А вот если общий рисунок ударений общий, но при этом не складывается в известные ямбы/хореи/дактили? Я если пример точный вспомню, я приволоку. Ну типа, например, ударные слоги - второй, пятый, девятый, одиннадцатый, но в каждой строке именно такой рисунок повторяется - то что это? 
Я правда конкретные примеры не помню, но буду искать. Просто помню, что натыкалась на такое

0

11

Ticky написал(а):

силлаботоника, вроде, подразумевает, что строка состоит из одинаковых стопов. Или двусложных, или трехсложных, но одинаковых.

Нет.

Ticky написал(а):

Когда ритма и рифмы нет

В верлибре обычно есть ритм - просто он не настолько очевиден.

0

12

Ticky, это логаэды, и они тоже относятся к силлаботонике.

0

13

Visioner, спасибо, буду знать. Просто в теории о силлаботонике о них, видимо, вспоминают не всегда)

0

14

Ticky, хрестоматийный пример самого простого логаэда — Снигирь Державина. В школьной программе уже и не помню о них, а в словарях упоминают вроде. В сетевых же всяких "учебниках" вполне возможно, что и не знают об этом.

0

15

Visioner, о школьной программе судить сложно, она от школы к школе разнится)

0

16

Не, ну какая охуенная статья.

Слушайте, вот у нас Света регулярно проводит текстовые игры. Вы не можете тоже что-то придумать, чтобы в результате мы написали верлибры? Игра, конкурс, как вы предлагали, ещё что-то. Вы просто энциклопедия ходячая. И автор гей-порно. Словом, извиняюсь, что пытаюсь получить выгоду от вашего присутствия, но да. :-)

0

17

Эмили написал(а):

Вы не можете тоже что-то придумать, чтобы в результате мы написали верлибры?

Приключенцы встречают событие: волшебник Виз
бард партии делает спасбросок харизмы
спасбросок провален
прист партии делает спасбросок воли
спасбросок провален
волшебник Виз говорит: "Хо-хо-хо, приключенцы. Пришла вам пора сложить свои бренные косточки на этом самом месте. Единственная возможность спастись - подарите мне верлибры, которых ещё нет в моей коллекции".
партия получает задание: Спасение в стихах
партия получает ограничение: через три часа каждый не написавший волшебнику Визу верлибр будет съеден заживо
руки приключенцев цепенеют, они теряют способность использовать оружие
сидя в сыром подвале, ваши герои сочиняют стихи для сумасшедшего гения-коллекционера

Отредактировано aequans (2016-04-10 20:56:43)

+4

18

О, aequans написал годный верлибр.

0

19

Это для примера или реальная задача?))

0

20

Эмили, я плохой организатор)

0

21

Солнышко, это может быть и то и то, но я не понимаю, почему все плюсуют)

rockatansky написал(а):

О, aequans написал годный верлибр.

*с сожалением* это не мой верлибр, это ваша фаунд поэтри.

0

22

aequans, им очень-очень нравится идея. Но они не уверены, что с ней ещё делать) И, ыыыыы, ДнД!

0

23

Солнышко написал(а):

И, ыыыыы, ДнД!

Я не так часто шучу на эту тему, чтобы не использовать лучший возможный материал для шуток)

0

24

Visioner написал(а):

Эмили, я плохой организатор)

Я тоже, но я могу быть на посылках и принуждать народ. Хорошие организаторы у нас Тедди-Ло, Экванс, Света, ещё, наверно, кто-то. Нам нужно кого-то завлечь, тогда вы будете говорить что, организатор - как, а я буду бельчить и помогать.

0

25

aequans, шутка. Что надо. XD Мне даже захотелось написать что-нибудь паладинско-душещипательное. Про то, как всё неправильно в мире.
Но качество выйдет таким, что меня бы всё равно сожрали волколаком.  :D

Отредактировано Солнышко (2016-04-10 22:19:13)

0

26

Солнышко, свести воедино паладинов и верлибр - неоднозначная, но многообещающая идея пожалуй, аж для конкурса

0

27

Эмили, времени совсем нет возиться с этим. А идея типа "конкурс верлибров" мне кажется лежащей на поверхности, чтобы её советовать (а большего и в голову не приходит как-то)

0

28

Жалко.

0

29

Впрочем, конкурс верлибров назревает и носится в воздухе, кажется.

0

30

Я тоже плохой организатор. Конкурс, например, проебала.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»