1 оценщик.
Ожерелье цвергов
Лирическое отступление, объясняющее весь ахтунг, творящийся дальшеПо правде, этот рассказ мне сложнее всего оценивать. Как минимум потому, что у меня сложилось двоякое к нему отношение. Не претендую на доскональное знание скандинавской мифологии, но мне показалось, что знаю достаточно, чтобы читать без обращения к незнакомому мне мифу. Вот тут и произошел разлад.
Сюжет у рассказа несколько обрывочный и смутный. С первого прочтения создалось ощущение, что вообще ничего не понятно. Со второго – в моей голове сложилась мозаика. Но мне показалось, что надо обратиться к мифу. После обращения к мифу, разглядывания текста под разными углами и еще нескольких прочтений и сформировалось двоякое отношение. Как минимум потому, что сложившийся у меня в голове картинка совершенно не соответствует мифу, и в то же время миф во многом ее дополняет, полностью отрицая увиденный мной сюжет. Но этот сюжет я развидеть не могу – все равно его вижу в тексте, и задаюсь вопросом, где и в чем я неправильно понимаю задумку автора.
Я сейчас вкратце перескажу, что у меня получилось после первых двух прочтений без знания мифа. Может автор расскажет, что из этого он задумывал, а что нет?
Хогни обещал дочь Хильд в жены Хёдину, но потом, по какой-то причине, скорее всего политической, передумал и решил выдать ее за конунга, более знатного. Хёдин решает похитить любимую, увозит на корабль и женится на ней. Хогни разозлен этим поступком, и из-за этого у них вражда. Параллельно развивается линия с ожерельем, Один просит у Локи украсть ожерелье у Фреи в силу какой-то неясной обиды. Локи соблазняет Фрею и крадет ожерелье. А еще у меня создалось впечатление, что каким-то образом ожерелье оказалось у людей, или люди тоже хотят его заполучить, и Локи зачем-то превратился в блоху.
Вот такое читательское восприятие. Как бы то ни было, я не знаю, как относиться к этому тексту – как к переложению мифа, или как к отдельной истории. Как оценить весь объем? Поэтому… я просто оценю его дважды.
1. Отдельная история
Стиль – 4,5
Стиль рассказа мне очень нравится, приятный, красивый, очень яркий и узнаваемый, но некоторые места не понятны именно из-за стиля. Где-то неясно, кто кого убивает. Где-то непонятно, что происходит. Если в моментах, связанных с богами такой стиль очень хорош, создает впечатление сказочное, волшебное, нечеловеческое, то в моментах с людьми, большей частью, сильно усложняет понимание.Тема – 5
Тема любви прослеживается, при этом, как минимум, две линии - Хедина к Хильд, перерастающая в одержимость, и отца к дочери. Идея, в общем-то, не нова и сильным внутренним посылом не обладает, но само обрамление истории довольно-таки оригинально.Отношение – 4,5
В целом, мне история понравилась, но вот конкретно для меня ее немного подпортила неясность сюжета. Выхвачена только пара моментов, а кто победит? Нет понимания, почему остановились на самом интересном месте. Линия с богами и ожерельем развивается сама по себе, отдельно от сюжета с людьми и тоже до конца неясна. Получил ли Один ожерелье? Зачем оно? Чему они так рады в конце? И совершенно не ощущаются герои, что довольно-таки важно для обычного рассказа (хотя можно опустить при трактовке мифа).
2. Как переложение мифа
Стиль – 5
Про стиль уже говорилось выше, хороший, своеобразный. Почему оценка выше? Потому что переносит именно в настроение и время саг и викингов и в таком контексте не вызывает непонимания. Он рисует картины в оранжево-золотых тонах, очень красивые и живые. Можно брать каждое предложение и по частям соотносить с мифом, разгадывая вложенные смыслы. Увлекательное занятие.Тема – 3
А вот с темой все очень сложно. Темы любви к девушке и любви к красивым вещам упомянуты, но не ясны из текста, не разворачиваются. Что сделала Фрея, чтобы получить ожерелье, причина, по которой Один хочет ее наказать, искренность желания Хёдина обладать Хильд – это все в мифе, за кадром. Рассказ превращается просто в набор красивых иллюстраций, не живет собственной жизнью отдельно от мифа. Понятно, что в задачу автора не входил полный пересказ длинного мифа, а хотелось сконцентрировать внимание на отдельных его частях, но меня не покидает мысль, что общая идея утрачена. И вот тут знание мифа очень вредит, потому что понимаешь, что вся любовь Хёдина к Хильд – это помутнение рассудка, насланное Фреей, и уже не видишь, как человек обрекает себя на проклятие из-за любви.Отношение – 4
Без мифа цельная картинка все-таки не складывается, хотя многое становится на места, персонажи оживают, становятся понятны мотивации. Да и люблю я мифологическую тематику. Однако из-за отрывочности и смутности просто не знаешь, как понимать, где автор сделал изменение, как, например, момент с Локи и Фреей, а где нужно придерживаться мифа.А теперь, что со всем этим делать? Особенно если учесть, что местами все вышесказанное противоречит друг другу? Ищем среднее, потому что я не представляю, как иначе оценивать этот рассказ. По некоторым параметрам он стоит вне конкурса и вне конкуренции. Но по стилю это определенно лидер.
Стиль – 4,75. Тема – 4. Отношение – 4,25. Да, вот так сложно.
Творение в черном
Стиль – 3,5
Чувствуются авторские поиски стиля и описаний, однако вдруг всплывают очень банальные образы, вроде «нефритового стержня». В целом в самом стиле, что называется, «что-то есть», но присутствует ощущение, что это что-то еще не оформилось. Некоторые образы ставят в тупик, да, критиковать образы – последнее дело, но виденье все равно сильно начинает отличаться. Банально из-за разницы мышлений. Вроде бы сюрреализм, у него нет жестких законов. Но общая сюрреалистичность местами сбоит из-за совершенно конкретных отсылок к владимирским лещам и творчеству известных писателей. (Последнее, по-моему, в данном случае моветон, хотя сам по себе прием довольно-таки сильный.) Из-за этого создается ощущение, будто тебя вырывают в реальность из распадающегося на шарики мира. Что совершенно сбивает настрой – постоянно приходится включаться в текст заново.Тема - 3
Тема секса, конечно, отношение к любви имеет, но найти ее крайне сложно – любовь к сексу? Проявлением любви между персонажами тоже назвать нельзя и сам по себе он никак не описывает ни их отношения, ни состояние. Само описание секса тоже не дает на это никаких намеков – что они друг для друга? Один персонаж проявляет активность, другой – полную безучастность на протяжении почти всего рассказа, и только в самом конце набрасывается, устав терпеть. Можно стоить тысячи догадок, но это все будут выдумки читателя.Отношение – 3
Честно говоря, ощущение, что это отрывок какого-то более крупного произведения. Так кажется потому, что всплывает «та стена европодвала», да и мужчина оказывается персонажу знакомым. Откуда? Как?Не понятна мотивация персонажа «вижу мужчину» = «трахать», при том, что он то ли спит, то ли притворяется, и переходит из этого состояния несколько раз. Сюрреализм не сюрреализм, а вот я начинаю думать не о том, что происходит между персонажами, а пытаюсь найти момент, когда состояние поменялось, когда проскочил посыл или эмоция.
Сюжета, увы, не прослеживается. Да, понятно движение от прелюдии к оргазму, но сюжетом рассказа назвать это сложно. В начале рассказа персонаж задается вопросом «где это я?», но в дальнейшем про него забывает и так мы и не узнаем, что же такое случилось. Все подвисает в воздухе. Возможно, конечно, что для сюрреализма это не важно, но это важно мне в моем отношении.
Автор, скажите, а есть ли отсылка к алхимии? Или я выдумываю?
Fly on the wall
Стиль – 3
Стиля самого автора не видно, сплошная стилизация, на мой взгляд. Очень интересно выглядит противопоставление стилей в основном абзаце и обсценной лексики в последнем предложении. Тот самый случай, когда мат в рассказе как нельзя в тему. Однако для такого маленького текста слишком много ошибок и, как раз из-за размера, очень бросается в глаза.Тема – 4,5
В целом, хорошо просматриваются тема и идея, а неожиданность концовки немного смазана, в частности, названием и упоминанием того, что герой муха в абзаце от его лица, понимание возникает слишком буквальное.Отношение – 4
Очень целостный получился рассказ. Персонажи нарисованы парой крупных мазков, но для такого минимализма достаточно. Мне этот стиль не близок, но в рассказе подкупает именно то, как в такой маленький кусочек текста влезла достаточно объемная идея.
В поисках любви
Стиль – 4
Стиль довольно простой, не узнаваемый, не цепляет и не заставляет вспоминать о рассказе, когда ты уже давно его прочитал. Особого диссонанса нигде не возникает, но местами ощущение сыроватости и недостатка редактирования, например, в диалогах.Отдельно хочу отметить концовку – несколько смазано. Во-первых, момент со стрелами. Он отдает не волшебством, как, наверное, собирался сделать автор, а совершенно лишним сюрреализмом.
Тема – 4,5
Тема, безусловно, есть и очень неплохо раскрытая, есть идея, но немного не хватает какого-то более глубокого посыла, чем уже есть.Почему Амур пришел именно к этому человеку? Просто потому, что герой - детектив? Но ведь он и к продавцу мороженого приходил, да и отмечал что профессия героя - проблема. Значит, должна быть причина. Какая? Скорее всего, связанная с психологией героя. Может, он обозлен на бывшую и стал пренебрежительно относиться к женщинам? Или разрыв дался ему очень уж тяжело, он разочарован и отказывает себе в праве любить? Или он с головой ушел в работу, и не обращает внимания больше ни на что? А может, любовь была рядом, а он не замечал? Может, он жаден до денег и ставит их превыше всего остального, а Амур хочет ему доказать, что не в деньгах счастье? Мы этого не знаем.
Отношение – 4,5
Тот самый случай, когда хочется то ли похвалить, то ли поругать. Потому что - могло быть лучше. У текста очень хороший потенциал, но сам по себе он сыроват.Описание Амура слегка слащавое, тем более с учетом того, что герой-повествователь мужчина. Поначалу даже начинаешь подозревать его в нетрадиционной ориентации, а вот зависти к другому мужчине не чувствуется. Если автор этими «неправильными мыслями» хотел показать нечеловеческую природу Амура, то это, увы, не вышло.
Достаточно оригинальна идея с фотографией. И неплохо прописан момент поиска - нет ощущения, что действие происходит в безжизненном вакууме, наброском даются жизни других людей. Сюжет достаточно цельный и, пожалуй, больше всего ему вредит профессия героя. От частного детектива ждешь какой-то изюминки в поисках, но ее нет, обычный полицейский, да и просто человек, которого попросил знакомый, искал бы точно также. И, надо сказать, что герой не кажется занятым настолько, насколько пытается показать в первом разговоре с Амуром - слишком легко соглашается на, в общем-то, безнадежное дело, и создается впечатления, что оставил все остальное. Но что его так всполошило? Деньги? Он не проявляет никакого особого желаниях их получить.
В итоге мне нравится, но очень хочется увидеть его доведенным до ума.
Бюро находок
Стиль – 3,5
Автор старается вплести в рассказ красивые описания, но не всегда получается – есть тавтологии, смазывающих образы (например, предложение про украшение из снега), зато некоторые, на мой взгляд, довольно удачные и в целом складывается довольно волшебная атмосфера (тут смело можно ставить пять). Но манера автора общаться с читателем через героя-повествователя в самом начале мне кажется не очень удачной. К концу автор практически забывает про повествователя, полностью перейдя в повествование от третьего лица и несколько раз выдавая сухую и канцелярскую фразу «как уже говорилось», а в начале повествователь производить более живое впечатление.Тема – 4
Сама тема и связанная с ней идея, безусловно, присутствуют, но само раскрытие – несколько слабоватое. Одна встреча - он смотрит на ее кулон (понятно почему, но самого чувства в герое не видно) много лет подряд, а потом начинает бить клинья к зашедшей женщине. А свободна ли она? Мы этого не знаем и получается, что концовка подвисает, хотя скорее всего ожидался хэппи-энд. Вроде как у героини было какое-то любовное переживание, оставшееся за кадром, и оно не дает намеков на ее ответ. В этом рассказе еще можно было коснуться и других видов любви, например, любви к своему делу.Отношение – 3,5
Люблю темы вот таких вот странных местечек, так что этим, можно сказать, подкупает. Но. Сюжет, как морской змей, показывает пару колец в виде появления девушки и на этом все.Раскрытия подмастерья не происходит, автор обрывает повествование о событии (встрече с девушкой) и отправляет читателя вперед на самом интересном моменте. Почему происходит неожиданная вспышка гнева у подмастерья? Встреча с девушкой – это только последняя капля, она подтолкнула. Почему подмастерье вернулся в Бюро и продолжил заниматься этим делом? Надеялся, что она вернется? Это все за кадром, а должно быть самым важным. Посыл героини тоже не понятен – возвращаться много-много времени спустя, зачем? А что случилось из-за того, что она потеряла этот кулон? Именно автор-повествователь и мог бы прояснить некоторые моменты.
Само Бюро существует как бы в вакууме. Почему они хранят воспоминания? Для кого? Почему никто не приходит? Автор не пользуется собственным миром и задумкой, нет никакой разницы где работает герой – в Бюро Находок или в обычном книжном магазине. И мы так и не узнали про время – какое оно на вкус и цвет? Слишком много вопросов, поставленных самим автором, и очень мало ответов. Словом, несколько слабовато проработана видимая часть мира, а саму задумку с Бюро можно было очень хорошо раскрутить. «Без этого человек не почувствует себя человеком» - эта фраза очень будет воображение, и мне бы очень хотелось увидеть именно это.
В покоях Смерти
Стиль – 3,5
Про стиль, к сожалению, могу сказать мало. Описания слабые, незапоминающиеся, лично мне больше всего запомнились две детали – платье в горошек и голубые глаза Смерти. Не хватает образности. Персонажи много говорят, но за их речью не стоит ни настроения, ни переживания.Какие-то моменты выпадают. Например, пещера из сердец могла бы смотреться оригинально и любопытно, но – она всего лишь декорация, не подходящая под общий стиль повествования и под образ самого Смерти. Такая пещера более логична в рассказе готично-мрачном, чтоб жуткость нагонять. Здесь она вызывает недоумение – стиль повествования сам по себе очень легкий и светлый.
В целом, конечно, достаточно грамотно, но высокую оценку дать не могу.
Тема - 3
Это мог бы быть рассказ о любви к жизни, но, судя по всему, предпочтение отдано романтике, раскрытой слабо. Смерть говорит героине, что нельзя вырывать сердце, ставит под сомнение то, что она жива – и это никак не раскрывается. Что случилось у героини и почему она такая печальная – не понятно, да потом где-то там дается намек на несчастную любовь, но довольно-таки смазанный. Появляется ощущение подростка, который излишне драматизирует. Может, история на самом деле тяжелая и трагичная, но она за рамками, а потому нет посыла ее предполагать. Все идеи выдаются констатацией фактов Смертью и не находят никакого подтверждения, и этого недостаточно, чтобы у героини вдруг произошло прозрение, и она моментально перестала ходить в моральном трауре.Конец банален и дает какой-то намек на любовную линию, но мне кажется, что этого мало.
Отношение – 2.5
Сюжет мне кажется очень смазанным, а герои не раскрытыми. Совершенно не понятно, как началось знакомство героини со Смертью и почему ему стала интересна именно эта девушка, а не какая-то другая. Более того, не понятно, почему героиня так допытывается у Смерти кто он, если уже с ним знакома. Нет ощущение, что для героини путешествие в покои Смерти – необычное событие, нет ничего, кроме пещеры, что могло заставить ее пересмотреть свою жизнь.- Ты уже помнишь, что делать?
Откуда помнить? Почему уже? И что надо делать? – вопросы без ответа.
Смерть, конечно, загадочный персонаж и должен таким и оставаться, но тем больше должна быть понятна и близка читателю героиня. Но Смерть лишь старается напустить на себя побольше таинственности, его характеризуют пафосные фразы героини, не находящие подтверждения. А самая яркая характеристика героини заключается в предложении устроить бал. А зачем? Никакого мощного заряда сам по себе бал – вещь довольно-таки странная в данных обстоятельствах – не несет, возникает ощущение, что это просто попытка дать Смерти поухаживать за героиней.
А ответ мне очень хотелось бы – роман со Смертью, путешествие в загробный мир, это, безусловно, любопытно. А подаренная Смертью мантия? Как она обратится крыльями? Все это могло бы быть безумно интересным в доработанном и законченном виде.
Позволь ему умереть
Стиль – 4,5
Язык добротный, для хорошо поставленного фэнтази – очень хорошо подходит. Но слегка шероховатый, вроде неожиданной смены времен и фокалов. И еще вот такая штука - в рассказе, фактически, два мира – мир, где герой убегает от погони, и мир лесной хижины. Так вот – оба прописаны совершенно одним стилем, то, что что-то не так с событиями в доме показывается лишь одной фразой – про то, что Танда никогда не называла Морика «мое солнце». Хотелось бы чуть большего количества намеков и именно за счет стиля – что из них что? А еще сон, который выглядит, как просачивающаяся реальность параллельного мира. Стиль везде очень четкий и не производит ощущения, что что-то из этого может быть ненастоящим. С одной стороны – это ни в коем случае не минус, а с другой – немного сбивает читателя, заставляя думать, что автор несколько перемудрил с композицией.Тема – 4,5
Тема любви, безусловно, есть, любопытно раскрывается. Но кое-где остаются пробелы. «Она тебя никогда не любила» - за этой фразой может стоять что угодно, от желания предупредить друга, в которого тайно влюблена, до зависти неудачливой соперницы. А судить читателю что там и как было – невозможно, потому как прошлого нет, а из текста ясно видно, что Танда вернулась и вполне себе любит героя. Создается впечатление сна, морока, чтобы запутать героя – внушить ему, что его любимая его любит, чтобы помешать что-то сделать. Или подруга шлет этот морок, чтобы разлучить влюбленных? Момент главного выбора прописан несколько скомкано, и из-за этого часть идеи ускользает и теряется.Отношение – 4,5
У меня стойкое ощущение, что рассказ – по мотивам какого-то существующего мира, игры или чужой книги. И тогда это существенный минус – просто потому, что мне как читателю не знакомому с миром не понятно, кто тауматург, почему опасно им быть и что хочет от героя Трибунал. Если это авторский мир – то нужно дать хоть какие-то ключи читателю, либо интуитивно понятные, либо напрямую. Также не совсем понятна механика двоемирия – это сон-предупреждение, параллельная вселенная или транс? Есть отчетливое ощущение, что автор знает о мире гораздо больше, чем говорит – и это здорово, но некоторые момент остаются сокрытыми и заставляют задавать вопросы.Кольцевая композиция – хороший ход, любопытный. Однако, чтобы прочертить грань между двумя разными мирами не хватает какого-нибудь малюсенького отличия, между первым и последним абзацем, иначе кажется, что текст замыкается сам в себя, а не произошел выход в другой мир.
А вообще, мне очень понравилось, но – не с первого раза и именно поэтому я не могу поставить за личное отношение 5. Понадобилось здорово покопаться и несколько раз перечитать, чтобы рассказ полностью уложился. Еще чуточку ясности, чуть выразительнее момент главного выбора, чуть понятнее механика мира – и вот оно. По крайней мере, для меня.
Допрос
Стиль – 4,5
Стиль очень четкий, целостный, легкий, приятно читается. Герои разговаривают очень по-разному, речь характеризует их эмоциональное состояние – несомненный плюс. Очень лаконично – ничего лишнего.Тема – 4,5
Тема любви определенно затронута, есть идея, но не хватает глубокого сильного посыла, чтобы рассказ выглядел полностью законченным.Отношение – 4,5
Мне понравилось, хотя немного озадачивает обезличивание – у персонажей нет имен (но это мой личный загон, ни в коем случае не замечание), ничего не известно о них самих. Не хватает немного данных о главном герое, чтобы предположить его отношение к любви, почему он поверил к героине и на основании чего он говорит, что не создан для любви. Ощущение, что у него это уже не в первый раз. Почему героиня настолько его боится? Откуда он так много знает? Предположить, конечно, можно – но это будет много читательских предположений, абсолютно ничем не подкрепленных. «Всё, что должно было случиться, уже случилось, не так ли?» - а что случилось? Никакой информации. И, конечно, плюс - довольно-таки неожиданный выход на любовь из такого допроса (ну мы знаем, конечно, что у нас конкурс рассказов про любовь, так что менее неожиданный, чем мог бы быть, но все же).
Молитва
Стиль – 4
Стиль довольно-таки неплохой, хотя местами озадачивают образы – с облаками, лопаньем и пропаданием. Чтобы по достоинству оценить такой стиль, нужно быть его поклонником. Мне он кое-где кажется простоватым, но, безусловно, он довольно-таки своеобразный и авторский, и мат, что называется, в тему.Тема - 5
Тема безусловно есть с огромным потенциалом, идеей и хорошим посылом. Очень приятный с этой точки зрения текст. Цельный и полностью раскрытый. По этому пункту рассказ – несомненный лидер (и именно поэтому я больше никому не могу поставить такую же оценку).Отношение – 4
Отлично видно развитие главного героя, но он не самый живой персонаж. В целом мне не близок общий стиль, поэтому некоторые образы для меня не срабатывают. В частности, например, черт. Да, черт губит Пашку, но – он пытается доказать, что любви не существует, и эта линия так и остается не разрешенной – черт ни к какому выводу особо не приходит - не признает ни победы, ни поражения, ни существования любви. И если черта убрать, как действующее лицо, то ничего не изменится. Да, черт метафора и все такое – но от этого не уходит впечатление, что он лишний персонаж, слишком буквально он воспринимается в общей канве рассказа, учитывая весь сюрреализм, включая ангелов. И черт увяз в этом бесконечном круговороте последнего пашкиного дня, который, судя по всему, кончится со смертью Нины. Сам по себе рассказ несомненно сильный, но для меня он полностью не играет.