litnyra

Литературная Ныра

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературная Ныра » Литературная мастерская » Эстетическая парадигма


Эстетическая парадигма

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

В связи с сегодняшней дискуссией вспомнил серию своих постов с концепцией эстетической парадигмы.


Эстетическая парадигма

Что из себя представляет на деле концепция смерти автора? Она гораздо глубже, чем представляется в контексте теории деконструкции или полифоничности. Смерть автора — это поворот в понимании искусства от вопроса зачем и кем оно создаётся к вопросу как и кем оно воспринимается. Смерть автора — это жизнь искусства в культуре.

Ключевой тезис здесь таков: влияние произведения искусства на искусство и культуру зависит не от того, каким видит его автор, а от того, как понимает его читатель.

А у каждого читателя собственные эстетические, интеллектуальные и идеологические предпочтения и установки. Если учесть, что искусство в первую очередь преследует эстетическую цель, то весь этот комплекс установок по отношению к искусству можно назвать эстетической парадигмой.
Выразимся точнее: Эстетическая парадигма (ЭП) — это комплекс идеологических, интеллектуальных, этических и эстетических установок и предпочтений конкретного субъекта, в соответствии с которым этот субъект воспринимает, интерпретирует и оценивает произведение искусства.

Обратите внимание: и оценивает. Смерть автора исправляет известное выражение Пушкина: произведение художника (а не самого художника) необходимо судить по тем законам, которые установил ты сам (а не художник). И именно это суждение будет актуальным для бытования произведения в твоём культурном пространстве.
Из взаимодействий личных культурных пространств строятся более крупные пространства; воспринимающие субъекты составляют референтные группы с собственными генеральными ЭП и культурными пространствами. Это не группы читателей конкретных авторов — это группы читателей с определённой ЭП, которой поверяются произведения (не авторы, хотя, конечно, с определённым автором связан некий ореол (свой-не свой, хороший-плохой), который может сильно повлиять на восприятие конкретного произведения).

Крупные же группы вступают в некое подобие конкурентной борьбы за генерализацию собственной ЭП, которая (генерализация) определяет характер и силу влияния этой парадигмы на культуру. Любой критик — пиарщик конкретной ЭП.

Главный вывод отсюда: не существует никаких объективных критериев качества искусства, есть лишь критерии определённой ЭП. При этом, чем генеральней для культуры ЭП, тем менее оспариваемыми и более "объективными" кажутся обывателю критерии. Когда идёт речь о "хорошем" и "плохом" искусстве, имеется в виду хорошее и плохое, удачное и неудачное, качественное и некачественное в рамках определённой ЭП.

Другой вывод касается истории искусства: генеральная история отражает лишь смену генеральных парадигм с точки зрения современной генеральной парадигмы, оставляя на периферии много других, возможно, не менее значимых парадигм.

Это во многом компрометирует понятия таланта и гениальности: речь может идти лишь о таланте и гениальности в рамках некой (обычно генеральной или близкой к ней альтернативной) ЭП.

***

Что такое ирония? Ирония возникает, когда читатель по каким-то причинам считает, что автор говорит несерьёзно. Если читатель считает иначе, никакой иронии нет: текст воспринимается со всей серьёзностью и реакция на него будет как на серьёзный текст.

Что такое трагедия? Трагедия там, где читатель понимает и воспринимает её, где он испытывает тот самый катарсис или хотя бы понимает, что этот катарсис надо испытывать (но в этом случае, скорее всего, читатель дискредитирует "качество" трагедии). Однако стоит читателю отнестись к трагедии как к иронии, и она (трагедия) превращается в фарс.

Установки автора не играют никакой роли. Автор — тоже читатель, он воспринимает тот текст, который пишет, исходя из собственных установок. Но другой читатель будет воспринимать его по-другом, исходя из иных установок. Можно говорить о различных формальных маркерах иронии или трагедии — любого типа пафоса, — но маркеры действуют лишь когда воспринимаются читателем как маркеры. Естественно, автор может так или иначе рассчитывать на своё представление о собственной целевой аудитории и ставить понятные ей маркеры, но и ЦА бывает довольно разнородной, и текст может выйти за пределы ЦА и, соответственно, иначе функционировать в чуждой ему среде.

Таким образом, можно сказать, что содержание вовсе не упаковано в форму, структуру — содержание возникает исходя из отношения читателя к структуре. Сама роль структуры в смыслопорождении отходит на второй план, а на первый выходит эстетическая парадигма читателя, сквозь которую "проходит" эта структура. Коды и маркеры могут считываться, могут не считываться, а могут и вовсе придумываться читателем — так или иначе, сам факт существования каких-то кодов и маркеров в структуре ещё ничего не значит, более того — сам "факт существования" констатируется читателем, а значит, уже имеет место функционирование текста в рамках определённой парадигмы, что превращает факт в субъективное мнение.

Художественный текст — это шифр, для понимания которого не существует единственного верного кода — код подбирает каждый самостоятельно, получая при дешифровке собственные результаты. Содержание такого шифра определяет код, а не сами шифрованные закорючки.

***

Оппонент: 1. Автор-дальтоник решил нарисовать зелёный круг, но ошибся и взял красную краску.
Это плохая подача.

2. Автор нарисовал зелёный круг, зрители-дальтоники увидели, что круг красный.
Это плохое восприятие.

Несмотря на подачу и восприятие, на холсте имеется краска определённого цвета, что можно установить спектрофотометром. А если и нельзя - краска от этого не изменится.

3. Автор нарисовал зелёный круг, зритель знает только треугольник. Это - выпадение из культурного кода.

Visioner: дело же не в цвете краски, а в отношении к цвету. В первом случае решения автора ничего не играют - есть факт зелёного цвета и отношения зрителя к нему. Кому интересно, что там хотел автор? Важно то, что увидели зрители - от их реакции на произведение зависит дальнейшее бытование этого произведения. С другой стороны, разрыв между утверждением автора (скажем, название картины "Зелёный круг") и восприятием этого круга у зрителей толкает последних на порождение новых смыслов по типу "автор хотел сказать, что...". Если произведение искусства выполняет свои и эстетические, и даже интеллектуальные функции, почему его подача должна считаться плохой? Плохо то, что неэффективно или вредно.
Во втором случае зрители-дальтоники создают особую референтную группу, культурное пространство, которое иначе понимает эту картину и иначе к ней относится. Если внезапно эта парадигма генерализуется, то в историю искусства картина "Зелёный круг" попадёт как понятая в качестве красного круга. Но эта парадигма скорее всего не станет генеральной, что никак не делает её хуже — это делает её альтернативной, ведь и эстетические, и интеллектуальные функции картина вполне может выполнять и при такой трактовке (а интеллектуальные функции даже перевыполняет, благодаря разрыву, о котором я писал выше, что для кого-то является дополнительным эстетическим стимулом).
А сама краска без зрителя — это просто краска и не является произведением искусства.
В третьем случае зритель начинает сопоставлять незнакомый круг и знакомый треугольник, то есть, пропускать картину через собственную парадигму. В итоге этого сопоставления у него будет собственный взгляд на эту картину. Скажем, несоответствие круга треугольнику негативно повлияло на эстетическое восприятие картины, и зритель говорит: "Это плохая картина, потому что автор не умеет рисовать треугольники, они выглядят иначе". А может, напротив, воодушевиться незнакомой фигурой и сказать: "Это новое слово в искусстве, потому что я о нём ещё не слышал!".
Обрати внимание на эти два высказывания. Любая оценка любого произведения искусства в итоге сводится к этим схемам: отрицательная к первой, а положительная ко второй. Что уже говорит о том, что любая оценка ставится исключительно со своей колокольни.

О таланте и стратегиях критики

Если рассматривать талант в искусстве с точки зрения теории эстетических парадигм, то становится ясно, что это на самом деле не какой-то "искусственный" (музыкальный, художественный, поэтический) талант, а лишь талант конъюнктурный, талант угождать вкусам (эстетическим запросам) своей референтной группы, талант оперировать необходимыми культурными/эстетическими кодами с целью снискания одобрения необходимых читательских слоёв — тех, которые диктуют вкусы (прежде всего в рамках генеральной и ближайших альтернативных парадигм) и пишут историю, или тех, чей вкус популярен в той среде, на которую ориентируется автор.

Талантлив Скриптор — переводчик с авторского на всеобщий (читательский). Искусство возникает как попытка выражения невыразимого, бессознательного, эмоционально-чувственного. Но это выражение не просто так, а для кого-то. В противном случае лучшим музыкальным выражением собственного чувства было бы беспорядочное бренчание по клавишам пианино, поэтическим — бессловесный крик, возглас, вздох, а изобразительным — брызганье краской куда попало (никто не спорит, во всеобъемлющем и всепринимающем искусстве есть и такие практики). Но многих ли читателей удовлетворит такое произведение? Читателю необходим знакомый код для восприятия, в том числе восприятия чистого, "эротического" (С. Зонтаг) — под кодом здесь подразумевается не столько система интерпретируемых знаков, сколько бессознательные ассоциации, с одной стороны, резонирующие с эмоциональным опытом читателя, а с другой, удовлетворяющие его эстетическим запросам (обе стороны неразрывно связаны, эстетические запросы во многом зависят и от эмоционального опыта).

На основании определённых общих кодов и возникает любая крупная эстетическая парадигма (в которую входит больше одного читателя). И далее, талантливым будет считаться тот автор, который способен писать на основных кодах парадигмы и удовлетворять эстетическим запросам тех, кто этой парадигмой руководствуется.

Практически подобное определение уничтожает понятие таланта. В этом случае, казалось бы, талантлив каждый, поскольку уж для самого себя он точно способен выразиться на понятном коде и удовлетворить свои запросы. Но это верно лишь наполовину.

Не стоит забывать, что автор и сам является читателем, чьи вкусы и запросы тоже могут входить в одну из крупных парадигм. В случае несоответствия своего творчества ценностям своей же парадигмы у автора возникает диссонанс, он не считает себя самовыразившимся и стремится овладеть необходимыми кодами. Это и будет считаться "повышением уровня", "овладением мастерством", "развитием таланта".

Однако в целом же следует признать, что перед художником стоит проблема не "профессионализма", "таланта" или "мастерства", а проблема поиска своей аудитории, проблема величины этой аудитории и проблема значимости этой аудитории в обществе.

Если же говорить о критическом осмыслении произведения с этих позиций, то тут возможны три стратегии, каждая со своими плюсами и минусами.

Первая и самая распространённая, пожалуй, — оценка произведения с позиции парадигмы, которой руководствуется критик. Плюс: критик как представитель парадигмы, чаще всего господствующей, показывает ожидаемую реакцию остальных её представителей на произведение — а это целая читательская группа. Минус в том, что критик может оценивать просто чуждое ему и его ценностям произведение как плохое, тем самым как бы оказываясь виновником того, что в определённой среде, где к нему (критику) прислушиваются, будет предвзятое отношение к произведению (вполне вероятно, что доброе слово обеспечило бы в той же среде добрую славу).

Вторая чаще реализуется в случае совпадения парадигм автора и критика или хорошего знакомства критика с творчеством автора в целом (а такое часто бывает при совпадении парадигм) — это оценка произведения с позиции той парадигмы, к которой себя относит автор. Положительный момент здесь в возможности соотношения результата с запросами (которые автор, видимо, стремился удовлетворить), то есть, в возможности "оценить свой уровень". Отрицательный в том, что это лишь реакция узкого круга целевой аудитории, а как воспринимают произведение за её пределами — неизвестно.

А третья — это самая нетипичная стратегия: трактовка произведения в рамках такой парадигмы, в которой оно может восприниматься как хорошее (качественное, талантливое, удовлетворяющее запросам). Это самостоятельный акт критика — помещение произведения в систему ценностей, не характерную ни для критика, ни, возможно, даже для автора, но в которой текст имеет ценность. Разумеется, минус подобного подхода в том, что автор не получает отклика ни от своей, ни от альтернативной читательской среды. Зато плюс — своего рода "легитимизация" текста, его оправдание, наполнение смыслом и ценностью. Это помогает расшатывать тоталитарные установки самоуверенной генеральной парадигмы, способствует эстетической толерантности и укреплению позиций маленьких и непопулярных парадигм — это узаконенное другими (читателем, критиком), а значит, частью общества, право на личное высказывание.

Естественно, что лучше всего комбинировать эти "чистые" стратегии, что поможет свести минусы к минимуму, а плюсы объединить.

+2

2

Жалко, я никуда не еду в ближайшее время. Такое хорошо для поезда или самолёта.
Завтра приду читать, я извиняюсь, мозг после рабочей недели - не мозг.

0

3

Эмили, да ничего, я ж не требую вотпрямщас отклика)

0

4

Любопытная концепция
Часть недопониманий в последнем споре для меня прояснилась

0

5

Интернет-магазин «4Mac» - это качественные и недорогие запчасти для телефонов,
планшетов и ноутбуков с доставкой по Москве и всей России.
Каталог, цены. Телефон: +7 495 255 73 79

0

6

Добрый день. Нашли ваш сайт в Яндексе.
Обратили внимание, что ваш нынешний сайт достаточно устарел, поэтому могут быть проблемы с получением новых клиентов из-за высокой конкуренции и кризисных условий.
Мы профессионально занимаемся увеличением продаж в интернете, именно в вашей сфере, путём разработки правильных продающих сайтов.
Работаем быстро, главное для нас - решить вашу проблему как можно скорее. С удовольствием поможем!

Если предложение заинтересовало, то можете ответить на письмо.

0

7

Установка кондиционеров от 15000р в Москве и МО в квартире, в доме, в офисе.
Акция до 30 июня! - Гарантия на монтаж 2 года.
Работаем с пылесосом и алмазной резкой.

Монтаж за 2-3 часа (зависит от сложности)
Оплата после монтажа
При покупке кондиционера с монтажом, скидка на монтаж до 20%
Работаем с наличным и безналичным расчетом!
Кондиционеры в рассрочку.

Звоните по номеру: +7 (495) 432-42-88

Почта: turbo-expert@bk.ru

С уважением компания Turbo Expert

0

8

Не смог дозвониться по поводу заказа.
Перезвоните пожалуйста.
Ирина +7 908-558-08-08

0

9

Предложение по продвижению и развитию сайта (SEO)
Цели:
• Повышение видимости сайта и его позиций по релевантным запросам в поисковых ресурсах;
• Увеличение количества целевых переходов на сайт;
• Увеличение трафика, потока клиентов, заказов, покупок с сайта, и как следствие прибыли заказчика.

Результаты:
• Экономия маркетинговых и рекламных бюджетов;
• Повышение эффективности в конкурентной борьбе;
• Улучшение видимости сайта в выдаче поисковых систем – увеличение трафика – повышение конверсии – увеличение числа заявок/покупок.
•       Улучшение контента для повышения релевантности сайта поисковым запросам, подъем позиций сайта в поисковой выдаче

Стоимость работ конкурентоспособна, работаю официально я уверен, что наша работа обеспечат положительный возврат инвестиций для вашего бизнеса.
Если Вас заинтересовало предложение - вы можете прислать свой сайт для анализа и задать интересующие вас вопросы по WhatsApp, Telegram или электронной почте.

С уважением, Александр.
Специалист по продвижению и поддержке интернет-сайта.
Тел.: 8-995-470-00-35 (WhatsApp, Telegram)
Mail.:  Lavin.up@yandex.ru  (Рабочий mail)

0

10

Ваш микрозайм одобрен - выдача в день обращения

Мурад
7 495 476-66-62
everestinvest@bk.ru

0

11

Предлагаем вам наши услуги по техподдержке сайта. Наша команда готова обеспечить бесперебойное функционирование вашего проекта и реализовать необходимые улучшения для повышения эффективности сайта.

Наши услуги включают:

1. Администрирование сайта.
3. Администрирование хостинга.
4. Контент-менеджмент.
5. Дизайн и редизайн.
6. Контроль работоспособности.
7. Доработки существующего функционала.
8. Внедрение новых инструментов и функций.
9. Контроль за безопасностью проекта.
10. Обучение и консалтинг.

В нашей команде специалисты, которые смогут закрыть все возникающие потребности в технологиях, контенте, маркетинге, аналитике и пр.

Если вы заинтересованы в ответственном подрядчике, который улучшит работу вашего сайта, не стесняйтесь связаться с нами. Мы готовы обсудить ваши потребности и предоставить подробную информацию о наших услугах.

Контакты для связи:

Cайт: wbhr.ru

Email: tp_sale@wbhr.ru

Telegram: @wbhr_bot

0

12

Здравствуйте! Увеличиваю поток клиентов с онлайн карт!

Накрутка рейтинга на Авито/Яндекс/2гис/Маркетплейсы и др.

А так же:
- Удаление отзывов на Яндексе и Авито!
- Реклама в Яндекс/Гугл, ВК и Инстаграм.
- Создание и СЕО сайтов.
- Авито продвижение.

Если интересно, пишите мне в WhatsApp: +7(962) 546-38-36

0

13

создаем сайты , мобильные приложения, скрипты, автоматизируем бизнес. Заплатим вам 25? от суммы чека приведенного клиента. Идеально для руководителей отделов и через кого проходят заказы.
Тг @ok77ok77 newtoneit.ru

0

14

Здравствуйте! Меня зовут Анастасия. Извините, что не совсем по теме)
Я не бот, просто листала ваш сайт и решила сделать до вас что-то хорошее)

Мы привозим автомобили из Германии в Россию. Завозим большими партиями, вот наш сайт – avtotrade-russia.ru

До 5% наших клиентов отказываются от авто по разным причинам, внеся до 50% стоимости. На такие авто мы оперативно ищем нового заказчика, цена получается невероятно выгодной! Раньше перепродавали кому-то из компании, сейчас объёмы выросли, ищем новых покупателей на такие авто.
Периодически публикуем варианты в отказе в нашем telegram. Там есть и мой контакт – t.me/avto_europe

0

15

Меня зовут Владислав из компании Web Hero. Мы обнаружили технические недочеты на вашем сайте, которые могут стать причиной ухода клиентов.
Наша команда готова оперативно устранить эти проблемы и гарантировать бесперебойную работу вашего сайта.

Давайте обсудим, как мы можем помочь. Оставьте заявку на нашем сайте: wbhr.ru или свяжитесь со мной по sale.tp1@wbhr.ru.

С уважением, Владислав.

0

16

Добрый день!

Наша фирма ООО «ПТО ПРОМКОМПЛЕКТ» на постоянной основе закупает по высоким расценкам новое и Б/У оборудование:

• Невостребованные складские остатки, неликвиды;

• Промышленное оборудование;

• Станки;

• Буровое оборудование;

• Инструмент;

• Подшипники, запчасти, агрегаты, узлы, БеЛаз, ДЭК, ЭКГ, ДЗ98, МтБЛ,(у) (новое и б/у);

• Деловой металлопрокат, трубопроводную арматуру, трубу, и тд.;

• Электрооборудование, электродвигателя, генераторы (новые и б/у) и тд.;

• твердосплавы, ВК, ТК, долото, бур.головки и пр. (новое, б/у, лицензия);

• Трансформаторы, трансформаторное масло (новое и б/у);

• Радиодетали, АТС, платы, измерительные приборы производства СССР;

• Труба, трубопроводная арматура, труба нержавеющая, теплообменники, слюда;

• Б/У задвижки, редуктора, насосы;

• Картриджи для принтеров новые оригинал;

• Оргтехника для офисов и складов можно и б/у.

Полный пакет документов, лицензии, допуски.

Предоплата 100%, договора, вывоз ТМЦ за счет покупателя.

+7 (980) 525-83-55 (Ватсап), +7 (980) 393-70-02 (Ватсап)

Моментальное рассмотрение и выезд к хранению ТМЦ.

0

17

Здравствуйте. Интересует товар и услуга на вашем сайте.
+7 916 489 35 03 . Алексей

0

18

риветствую! Это Владислав из компании Web Hero.

Вы знали, что ошибки на сайте могут отпугнуть больше трети ваших потенциальных клиентов? Вот несколько фактов из исследований компаний:

1. Согласно исследованию компании Google, более 50% пользователей покидают сайт, если он загружается дольше, чем за 3 секунды. Медленная загрузка сайта часто связана с наличием технических ошибок.
2. Согласно исследованию компании Adobe, каждая ошибка на веб-сайте может стоить компании до 9% потерь в конверсии. Это подчеркивает важность минимизации ошибок на сайте для повышения доходности бизнеса.
3. Данные компании Akamai показывают, что даже короткие сбои в работе сайта могут привести к существенным финансовым потерям. Например, если сайт Amazon.com падает на 1 минуту, это может привести к потере доходов в размере до $220 000.

Мы предлагаем Вам профессиональную техподдержку для бесперебойной работы вашего веб-ресурса:

– Доработка функционала.
– Наполнение контентом.
– Адаптация под моб. устройства.
– Дизайн и проектирование.
– Обновление CMS и плагинов.
– Хостинг и домены.
– Интеграция с сервисами.
– Мониторинг и обслуживание.

Давайте обсудим, как усовершенствовать ваш сайт. Оставьте заявку на нашем сайте: wbhr.ru или свяжитесь со мной по email: sale.tp1@wbhr.ru.

Воспользуйтесь промокодом TPKOMPAS0224 и получите бесплатный тех. аудит вашего сайта.

0

19

Светодиодные светильники от производителя! Экономия от 30% при гарантии 5лет!

с 2012 года осуществляем производство и продажу светильников.

Промышленное, уличное, офисное и взрывозащищенное направление.

Заменяем дорогие брендовые светильники именитых заводов.

Сэкономили 82млн руб клиентам в 2022 заменив светильники в проектах,

наш ассортимент и возможности  Ltn-Led.ru

почта для обсчета смет - strou-plo77@yandex.ru

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Литературная Ныра » Литературная мастерская » Эстетическая парадигма