История, которую я хочу вам рассказать, случилась со мной лет тридцать назад. Сама по себе она глупая, обычно после такого только руками разводят. Но тогда мне было всего «двадцать», возраст, в котором ум безнадежно отстает от тела в общем развитии индивидуума.
Тогда я учился на первом курсе железнодорожного института и понемногу привыкал к тому, что я студент. С одной стороны это было интересно, с другой, это была та же самая школа, только для больших детей. Мы все должны были ходить на лекции , а потом учить уроки.
Конечно, нам было больше позволено, мы могли обзаводиться семьями, пить пиво, прогуливать пары, но в конце каждого семестра нужно было держать взрослый ответ перед «альма матер».
Предметы, вначале учебы, были общеобразовательными и, как я уже говорил, школа никак не хотела нас отпускать. Мы снова учили закон Ома, извлекали квадратные корни и проделывали химические опыты.
Одной из новых дисциплин, которую мы точно не учили в школе, была вычислительная техника. Помню нас неоднократно водили на экскурсию в институтский вычислительный центр, где стояли огромные «динозавры» - прообразы будущих персональных кoмпьютеров. Для общения с ними, нам нужно было учить какие то странные языки, которые знают теперь только компьютерные археологи- лингвисты. Мы записывали в тетради непонятные символы, переспрашивали, что они означают, вобщем вникали, насколько было можно вникнуть, в эту новую дисциплину.
Скажу честно, вначале мне было интересно открывать для себя, что- то новое, но после, когда я понял, что всего этого «добра» у нашего преподавателя в избытке, я окончательно запутался в этой вычислительной технике и её языках.
Мне стало скучно, и хотя преподаватель каждый раз начинал урок с длинной мантры о том, что ВТ(вычислительная техника)- один из самых важных предметов в институте, мы с Сашкой Егоровым решили, что нам этот предмет никак не нужен , а посему стали играть в морской бой или просто, считали ворон за окном.
И вот однажды, во время одной из таких затяжных мантр, Сашка взял и тихо произнес мне всего одно слово. Слово было нецензурным глаголом из шести букв и характеризовало отношение, его Сашки, к преподавателю. Однако мне показалось, что он прав, и я, недолго думая, написал это слово шариковой ручкой на пластмассовой розетке, справа от меня. Обычно, такой ручкой можно было писать только на бумаге. Но мне не повезло, в моей ручке оказались слишком густые чернила, и я без труда написал Сашкин глагол на розетке.
После этого я ткнул приятеля в бок, и указал пальцем на надпись. Сашка хмыкнул в усы и показал большой палец.
Казалось бы, на этом всё должно было кончиться. Кроме нас двоих никто ничего не заметил, разве только ворона, сидевшая с другой стороны окна. Сразу, после того как Сашка ухмыльнулся, она громко каркнула и улетела, но этому никто не придал значения.
Занятия по ВТ у нас были раз в неделю, мы приходили в одну и ту же аудиторию, рассаживались по своим местам и ждали преподавателя.
Ему было за сорок, среднего роста, внешне он был похож на какого - то артиста, но я никак не мог понять на кого именно. В принципе, он довольно терпимо относился к студентам, и не муштровал нас как, например, преподаватель по высшей мaтематике, однако всем известно кто обычно водится в тихом омуте.
Мы с Сашкой всегда садились у окна с этой злополучной розеткой. Отсюда можно было без труда рассматривать соучениц у входа в институт или просто, как я уже говорил, считать ворон.
Когда мы пришли на следующее занятие, я обнаружил, что розетка была девственно чиста. Сашка тоже это увидел, и сразу сделал мне замечание - я подумал, что он прав.
Так и повелось, я приходил в аудиторию, садился на свое место и обновлял свою надпись. Её каждый раз кто-то стирал, но я снова и снова давал ей жизнь. Это стало для меня чем-то обыденным, как поздороваться утром, или как спросить на улице который час.
Сашка то ржал, то забывал, но я, как в анекдоте, уже не мог отделаться от этой привычки.
Время летело быстро, октябрьские дожди сменились декабрьскими вьюгами, на подоконник слеталось все больше ворон. Они сидели нахохлившись, внимательно разглядывая все, что происходило в аудитории. Иногда мне казалось, что их стало больше, возможно потому, что та, первая ворона, рассказала о розетке остальным, но я не был в этом уверен на сто процентов.
Вскоре наступила сессия и нам нужно было сдавать зачет по ВТ.
Все было как обычно, мы зашли в аудиторию, расселись по своим местам и по одному начали выходить на «расправу».
Ещё в самом начале, когда мы только зашли, я заметил, что за последним столом сидела девушка- лаборантка но как-то не придал этому значения. «Обновив» розетку и пересчитав ворон, я пошел сдавать зачет.
К сожалению, меня ждала неудача? но если бы только это.
Собрав свои тетрадки, я уже хотел было выйти из аудитории, как вдруг лаборантка, подойдя к моему месту, громко произнесла.
-Анатолий Васильевич, идите сюда!
Холодок пробежал у меня по спине.
-Не уходи, - ледяным тоном произнес преподаватель и пошел к моему месту.
Я понял, что меня застукали, но все же пытался сохранять спокойствие.
-Что это такое? - все тем же ледяным тоном произнес Анатолий Васильевич, указывая пальцем на розетку.
-А что там? – «удивленно» спросил я.
-Подойди сюда.
Я подошел, по-прежнему «не понимая» в чем дело.
-Зачем ты это сделал? - Анатолий Васильевич, посмотрел на меня глазами, в которых не было ни понимания, ни сочувствия.
-Что я сделал? - все ещё продолжал держаться я.
-Зачем ты написал это на розетке?
Я нарочито нагнулся и сделал круглые глаза
-Кошмар, какой-то , произнес я, - кто же это пишет такое…?
-Это ты написал. – все тем же ледяным тоном сказал преподаватель
- Я ничего не писал.
-А кто?
-Откуда я знаю,- произнес я как можно убедительнее
Тогда Анатолий Васильевич подошел ко мне и сказал
-Мы следили за этой розеткой, занятия тут были у всех, осталась только одна группа и после тебя эта надпись появилась.
Я закусил губу. Дело принимало нешуточный оборот, все: и преподаватель, и соученики, сразу забыли о зачете. Некоторые, не имея понятия, о сути происходящего, спрашивали друг у друга, что произошло. Но рассказать им мог только я, хотя, если честно, в тот момент я точно не мог.
-Жди пока я окончу принимать зачет, - сказал преподаватель и я уселся рядом со своей розеткой.
Сашка сочувственно посмотрел на меня, затем сказал, что то утешительное, типа «не бзди» и ушел .
Вобщем, через некоторое время в аудитории нас осталось двое - я и Анатолий Васильевич. Я встал со своего места и пересел поближе к нему, в ожидании приговора, но он, не глядя на меня, произнес.
-Пиши объяснительную на имя зав.кафедрой.
Я хотел спросить – «и все»? Но не стал. Быстро вырвав из общей тетради листок я, в мгновение ока, накатал покаяние для зав кафедрой, после чего Анатолий Васильевич снова, не глядя на меня , сказал, что я могу идти.
-Ну что там? – спросил Сашка, который ждал меня у выхода из института
-Да ерунда, написал объяснительную.
-И все?
-И все, - ответил я, но как вы, возможно, догадываетесь, это было далеко не все.
Через пару дней, ко мне подошел староста группы и сказал, чтобы я подошел на кафедру ВТ.
- Зайди, писатель, там тебе расскажут о правописании,- он не сдержался и прыснул со смеху.
- Это ж надо такое учудить, ты вообще, чем думал?
Я промолчал, а что я ему мог сказать? Чем я думал? Мне показалось, что это было понятно и без моих уточнений.
Зав кафедрой был весь седой. Черты лица его я уже не помню, помню только он вcе время кашлял и смотрел на меня поверх очков.
-Ну…, - неопределенно начал он.
Я молча внимал ему и не знал, что отвечать.
-Ну, давай, рассказывай, что ты там пишешь?
Это был мучительный вопрос, на который мне, впоследствии, неоднократно предлагали ответить, но я скромно отмалчивался. В конце концов, я сказал, что сожалею о содеянном. Зав. кафедрой громко вздохнул и отпустил меня, очевидно удовлетворившись ситуацией.
Меня отпустили второй раз, но легче от этого мне не стало, наоборот, я почувствовал странную тревогу, которая вонзилась в меня и теперь не отпускала, ни на минуту. Сашка снова пытался меня приободрить, но у него слабо получалось. По потоку поползли невероятные слухи. Меня останавливали незнакомые сокурсники и спрашивали
- Ты что, сломал вычислительную машину? Ты что кого- то послал нах? Ты что, ты что, ты что…?
Всевозможные версии сыпались на меня с невероятной быстротой. Я, неизвестный до этого момента студент, обрел нешуточную популярность среди сокурсников. На институтской дискотеке всеобщий любимец и «приколист», диджей Сергей Горбачев, пытаясь отвязаться от очередного заказчика музыки, на его просьбу громко произнес в микрофон - «То, что написано на розетке»!
Короче, вскоре меня не узнавали только убoрщицы и продавцы буфета.
Однако через неделю, мой староста опять подошел ко мне и уже без смеха произнес
-Зайди в деканат.
Это было серьезнее, чем кафедра ВТ. Наш декан, Иван Яковлевич, был человеком немногословным, всегда называл студентов на «вы», говорил тихо, но от этого становилось ещё страшнее. Заходя в деканат, я постоянно чувствовал, как уменьшаюсь в размерах, в то время как он вырастал надо мной словно джин, которого по неосторожности, выпустили из бутылки.
Я долго стоял возле его двери, но наконец, решился и зашел.
- Ну, и что вы там пишите? – тихо задал мне все тот же вопрос Иван Яковлевич.
- Понимаете…, - начал было я.
- Нет, Волга, не понимаю, - перебил он меня, - идемте со мной.
В этот момент, я тоже ничего не понял, но, скорее всего, это было и не нужно. Пытаться противостоять джину всегда бесполезно, оставалось только следовать за ним.
Мы вышли из деканата, поднялись на третий этаж, и пошли прямо к кабинету проректора. У меня была слабая надежда, что Иван Яковлевич просто забыл у проректора свою шариковую ручку или, что- то ещё. Но надежда умерла сразу после того как мы зашли к Василию Федоровичу, проректору по учебной части.
Он был солиден. Несмотря на весь мой ужас, я успел оценить его новую железнодорожную форму. Мне показалось, что ему не хватало на ней ордена Ленина и медали за взятие Берлина. Но мои размышления смертника перебил декан.
-Вот, Василий Федорович, привел писателя.
Проректор посмотрел на меня и задал тот же вопрос.
- Ну и что ты там пишешь?
Я снова попытался что-то ответить, но проректор, не обращая внимания на мои потуги, коротко спросил.
- Родители знают, что тебя отчисляют из института?
- Я сам не знаю, - только и смог вымолвить я, прежде чем Василий Федорович, подписал какую-то бумагу и передал декану.
На улице мела метель, прохожие отворачивались от холодного ветра и пытались быстрее укрыться в ближайших подъездах или в метро. Те, кто оставался, втягивали шею в плечи и прикрывали глаза. Среди них брел и я.
Помню, тогда мне казалось, что до конца моей жалкой жизни осталось совсем чуть-чуть. Обиднее всего было то, что я уходил из неё на пике популярности.
Дома я все никак не знал с чего начать, но , в конце концов, собрал родителей в одной комнате и вкратце рассказал свою историю.
-А что же ты там написал? – услышал я опять знакомый вопрос который мои родители произнесли практически вместе.
-Только одно слово.
-Какое? - спросила мама. Но ей я точно не мог его назвать.
-Из скольки букв? – спросил деловито отец.
-Из шести, - ответил я
Папа стал прикидывать что то в уме, потом загнул по очереди пять пальцев и недоверчиво посмотрел на меня.
– Точно из шести?
- Точно, - ответил я и понял, что он идет не тем путем.
- Шесть букв… - произнес он задумчиво, но настаивать не стал
- Какая разница сколько? - громко произнесла мама, - одевайся.
Кабинет ректора был на последнем, четвертом этаже, выше был только Господь Бог. Как я уже говорил, тогда мне казалось, что в конце этой истории я попаду и к нему, но… Видимо он в тот день был в неплохом настроении.
Вначале к ректору пошли мои родители. Помню, я ждал минут двадцать у окна в коридоре. Я стоял и все смотрел на «моих» ворон, они сидели все так же, нахохлившись, лишь изредка поглядывая на меня.
«Вот жизнь», - думал я, глядя на них,- «ни ректора, ни проректора…»
Мои размышления прервал отец, показавшийся из за двери.
-Заходи быстро.
Ректор Соболев сидел в самом конце длинного стола, над его головой висел портрет Брежнева, рядом сидели мои родители. Угадайте с одного раза, что спросил ректор, когда я зашел? Правильно, ему тоже было интересно, что я написал.
-Я больше не буду ничего писать, - тихо произнес я.
-Да уж конечно, - ректор встал из за стола и пошел ко мне.
-Ну а все таки, родители сказали, что слово из шести букв.
Я посмотрел на родителей и кивнул.
-А почему из шести?
-Ну, вышло так, понимаете? – я понял, что он тоже пошел не тем путем.
-Ладно, можешь не говорить, просто напиши, ректор пододвинул ко мне лист бумаги и протянул ручку.
Я посмотрел на родителей, они закивали, затем я посмотрел за окно, там сидело несколько ворон и мне показалось, что они тоже кивали. Мне ничего не оставалось, я взял ручку, написал это слово из шести букв, и передал листок ректору.
Можете верить, а можете – нет, но ректор сразу заулыбался, было такое впечатление, что я написал ему какое-то радостное сообщение, а не «Сашкин» глагол.
-Иди, - сказал он, не в силах сдерживать улыбку.
-Надеюсь, ты понял, что это было в последний раз.
Я повернулся, открыл дверь, и вдруг услышал, как за окном громко закаркали вороны.