litnyra

Литературная Ныра

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературная Ныра » Архивы » Оценки прозаической части конкурса "Человек в космосе"


Оценки прозаической части конкурса "Человек в космосе"

Сообщений 61 страница 61 из 61

1

http://sh.uploads.ru/eXknP.jpg

Здесь конкурсные работы
1

- Что вы носитесь с этим космосом, как дети малые? В докторов играли, плюшевых мишек обкалывали, заек интубировали, а сейчас сами пациенты. Библиотекарей в дедушкиных очках и бабушкиной шали изображали, выдавая книжки Барби и Кену, а сейчас глаз от айфона не подымаете. Космос, космос. Шлему из выцветшего ведёрка без ручки место на помойке! 
Да знаете ли вы, что альфа Центавра на самом деле альфа Кентавра, а «космос» - не столько «вселенная», сколько «народ»? Не верите – присмотритесь к растяжкам, когда по новостям будут очередной митинг в Афинах показывать. 
А лучше представьте: выходите вы с пляжа где-нибудь в тех же Афинах, поджаристые, расслабленные, в обнимку с приятным лицом одного или другого пола. Заходите в душевую кабинку смыть соль, стягивате трусы, а оттуда песчинки ррраз! – с током воды струятся из срамных мест и исчезают под решёткой в полу. Так и мы, песчинки в космосе: где трусы стянут и куда струю направят, там мы и окажемся. А пойдут домой немытыми - так и будем поскрипывать у космоса в жопе. Не надо об этом думать, идите лучше чаю выпейте.

2

Марсиане

Камера транслирует всем знакомые виды Марса: красный песок, гора Олимп и уходящие за горизонт плантации картошки.
Голос за кадром: "Идет три тысячи семьдесят второй день космической стройки. Наши смельчаки ежедневно покоряют красную планету и бросают вызов стихиям."
Быстро мелькают кадры пылевых бурь, которых на Марсе не бывает. Следом - вид сверху и сбоку, девушка заходит в душевую, стягивает скафандр. Деланно-озабоченным тоном сообщает: "От этого скафандра на коже раздражение и сыпь. Но я догадалась взять любимый крем, он и на Марсе меня не подвел!"
Камера крупным планом показывает тюбик крема.
Голос за кадром: "Хризолинда - единственная девушка в Солнечной системе, которая не скрывает свой возраст! На прошлой неделе ей исполнилось девяносто два, но благодаря нанотехнологиям она выглядит на двадцать три. Поклонники подарили Хризолинде визит к стоматологу, и по возвращении на Землю ее ждет новая металлокерамическая челюсть. Девушка шутит, что после обновления прикуса в ней ничего не останется своего."
Камера показывает жилой модуль, за столом сидит хмурый мужчина и недовольно что-то разглядывает в тарелке. Камера приближается, в тарелке можно разглядеть
куски запеченной картошки.
Голос за кадром: "Валериан утверждает, что духи Марса снова вышли с ним на связь. Но их послание столь ужасно, что он никому его не открывает."
Камера кружит по жилому модулю, общим планом гостиная, на полу, спиной к зрителям сидит обнаженный и чрезмерно волосатый парень. Крик Хризолинды: "Фу, Котобриан, ты опять?!" Невразумительная возня, Котобриан в два прыжка исчезает из кадра.
Следующий кадр, Котобриан, с лицом, модифицированным в кошачью морду, вылизывает пальцы. Говорит на камеру: "У меня нет конфликта с Хризолиндой. Ей просто нужно
понять, что нельзя идти против природы."
Камера транслирует космическую стройку, жмущиеся друг к другу защитные купола. Спускается вниз, демонстрирует, как поселенцы в скафандрах выбираются из жилого модуля и с показным оживлением встречают ведущую.
Голос за кадром: "А мы напоминаем, что певица Есения отказалась отправиться на Марс, и ничего не оставалось, как клонировать ее. Клон Есении во многом превзошел
оригинал и, находясь вдали от дома, развернул кампанию за права клонов. И теперь здесь, на Марсе, территория самовыражения, свободы и гражданских прав!"
Крупным планом показывают Есению, она говорит: "Сегодня к нам прибыл новый участник. Поприветствуем - Роб!" Споро перебирая манипуляторами, к ней приближается нечто, отдаленно напоминающее железную бочку на паучьих ножках.
Голос за кадром: "На сегодняшний день Роб - единственный в своем роде, он - полностью искусственный интеллект. Роб прибыл на Марс, чтобы найти друзей и любимую. Его
сокровенное желание, чтобы его принимали таким, какой он есть."
Камера медленно показывает изумленные лица поселенцев. 
Не моргнув глазом, Есения говорит: "Добро пожаловать, Роб! У тебя уже есть мысли, кто тебе здесь подходит по духу?"
Переваливаясь, Роб подкатывается к Хризолинде. Та возмущенно кричит: "Что?! Я не буду строить любовь с этой консервной банкой!"
Неожиданно чистым голосом Роб отвечает: "Детка, мы не такие уж и разные."
Есения хлопает в ладоши: "Их знакомство состоялось. Нас ждет непростая неделя, а сейчас мы идем..."
Поселенцы без энтузиазма продолжают: "... на картошку!"
Камера берет общий план, поднимается выше и выше.

3

Я и Космос (бывальщина). 
Когда мне было лет семь, из разговора взрослых узнала, что, по прогнозам ученых, наша планета в ближайшем будущем столкнется с огромной кометой. Всё живое ждет неминуемая гибель. Если комета упадет в океан, он выйдет из берегов и затопит Землю, а если — на сушу, то мы все просто превратимся в лепёшку. Стало тревожно. 
На следующий день (это был солнечный летний денек), выглянув в окно, с ужасом увидела, что часть двора закрывает черная тень, резко контрастируя с остальной — солнечной — стороной. Это тень от кометы, я сразу догадалась! Она уже близко! Смотреть из окна было так страшно, что я перешла к балконной двери: между мной и Космосом есть дополнительная преграда и лишний метр безопасного расстояния. Однако, я понимала, что, по большому счёту, защиты у меня нет. Тень все увеличивалась, значит, смерть ближе и ближе. Не плакала, никому не жаловалась, только оцепенело стояла у балкона, наблюдая, как тень медленно пожирает наш милый двор, и он становится мрачнее и мрачнее. Помню, со мной пытались разговаривать, я даже отвечала, но внутри огромной занозой сидело чувство обреченности, тоски и ужаса. Страшнее, почему-то, было утонуть (у нас в городе ведь есть река), но и в роли раздавленного жука представить себя тоже было мучительно страшно. Но самое главное — я была одна. Никто не может не только помочь, другим нельзя даже говорить о своих страхах. Нужно поберечь домашних, пусть им будет хорошо сейчас, ведь скоро мы все умрем. До поры до времени бояться буду я одна. Сколько смогу, поберегу свою семью. Я сильная, пусть меня раздавит первой! 
Так я впервые ощутила себя ничтожной беспомощной песчинкой в огромном космосе. Пожалуй, это чувство не покидало меня с тех пор ни на минуту...

4

Одна минута

Отношения их начинались как в сказке. Инна, вдали от родного дома - Альфа центавра от Земли находится действительно далеко! - попала в неприятности, заблудилась, попала в железные трущобы, полные мусора по обочинам дорог и дыма, напоролась на личностей своего же вида, решивших грабануть одинокого путника... Как и полагается в хорошей сказке, тут и появился Хэйш - зелёный полу-прозрачный великан. Ну как великан, конечно и у людей бывают баскетболисты роста два метра с хвостиком, но рядом с ней, имевшей только метр шестьдесят, шхолл и правда казался гигантом. Силища оказалась под стать росту – герою не стоило труда разметать трёх грабителей. И в тот миг, когда девушка сидела на земле и с восхищением глядела на спасителя, а тот разглядывал её сверху вниз - между ними и вспыхнула искра! В прямом смысле. Грабители с ножами всё-таки успели располосовать желейное тело Хэйша, и внутреннее электричество вырвалось наружу, притянулось к киберимпланту Инны... В общем, оба очнулись уже в больнице.
Подскочили в своих палатах, огляделись, вспомнили, что произошло, и кинулись искать друг друга. Столкнулись в коридоре и несколько секунд придирчиво оглядывали. Ожогов у девушки не видно, как и порезов у шхолла, но всё же они оба одновременно спросили:
- Ты в порядке?
И так же одновременно ответили:
-Нет!
- Да!
- Я рада,- Инна смущённо улыбнулась, проредила пятерней красную короткую шевелюру, - те порезы выглядели очень неприятно.
- У нас хорошая регенерация,- заметил Хэйш, и обеспокоенно спросил, - я тебя сильно повредил?
Да, регенерацию люди обнаружили и прокляли ещё в войне, закончившейся совсем недавно - каких-то двадцать лет назад, через пару лет после рождения девушки. Буря ненависти к «чужим» ещё не успела утихнуть, и Инна чувствовала себя не в своей тарелке, общаясь с инопланетянином. Политическая пропаганда неплохо поработала, вырабатывая у людей ненависть к шхоллам.
Нервно одёрнув стерильный комбинезон, надетый медсестрами, девушка решила спрятать эмоции за болтовней:
- Нет, я здорова, правда моему импланту придётся вправлять мозги. Вообще, на самом деле, я не в порядке вовсе не поэтому. Видишь ли, я потеряла чип-удостоверение и чип-кошелёк. Я ходила восстанавливать чип, но меня послали на... – Красноречиво прожестикулировав, Инна покраснела и поспешно пояснила, - в общем, послали брать справки тут и там. Бюррократия.
Наконец осознав, что незнакомцу не должны быть интересны подробности, девушка страдальчески замолчала. Но Хэйш спокойно и понимающе кивнув, будто и не заметив неудобства:
- Да, система у вас... Я успел с ней столкнуться. Но я могу помочь тебе, у меня есть связи.
И Инна снова взглянула на спасителя с восхищением, как на сказочного принца. А тот опять растаял от этого взгляда...

Один год

Лучи солнца казались огромным пожарищем, полумесяцем, окутывающим рубиновую планету. Из иллюминатора видно только от силы половина каменного гиганта, но и этого достаточно, чтобы восхитится игре космических тел.
Инна прильнула лбом к стеклу и прошептала:
- Волшебно.
Хэйш, сидевший рядом на полу, скрестив ноги, кивнул:
- Хорошее ты место выбрала для годовщины с момента встречи.
Поморщившись от спокойной интонации, девушка кивнула:
- Угу…- И тут же выпрямилась, широко раскрытыми глазами взглянула на спутника. - Я же тебя тогда так и не поблагодарила!
Тот непонимающе приподнял бровь. Голос девушки поубавил тона и стал неуверенным:
- Ну это вроде как неправильно...
Шхолл равнодушно отвернулся:
-Любишь же ты придавать значение пустякам.
Инна ядовито бросила:
- Зато тебе вообще на всё плевать!
На самом деле, это было не так. Просто инопланетяне куда менее эмоциональные, чем люди. Если поначалу Инне это даже нравилось, то теперь всё больше бесило. Человеку нужно тепло, нужно постоянно напоминать, что тебя любят. С равнодушным и спокойным  Хэйшем было безопасно, как за каменной стеной, но... Но как-бы Инна не старалась себя убеждать, червь сомнения рос. Девушка думала, а что, если шхоллы вообще не способны любить? Что, если переводчики накосячили с переводом слов?
Алые глаза Хэйша, такие же пылающие, как планета, смотрели обеспокоенно:
- Ты в порядке?
Подколка проигнорирована - как всегда. Шхоллы не могли в шутки. Различали их и игнорировали, как ложь, но не понимали, что скрывается между строк. Инна неловко улыбнулась - ей не хотелось портить такой день личными проблемами – прижалась к прохладному боку Хэйша:
- Я вот думала… Было бы лучше, если бы вместо киберимплантов изобрели пси. Я бы хотела читать твои мысли. Прошёл год, а я всё ещё не понимаю тебя.
Шхолл ласково обнял подругу, взъерошил рыжие волосы:
- На самом деле, никто друг друга не понимает. Весь мир проходит через наше мироощущение. Каждое слово любой шхолл или человек понимает по-своему. Свой вкладывает смысл. Никто из известных нам разумных существ не может быть полностью объективным. Существам известно лишь их ощущение, не истина. Можно либо признать весь мир ложью - либо принять его таким, каким он кажется и наслаждаться тем, как он проходит через тебя.
Девушка дослушала Хэйша с широко распахнутыми глазами. Рассмеялась, залезла к спутнику на колени, весело сверкнула глазами:
- В таком случае, я выбираю жить в мире, который вижу! Отныне я буду считать, что ты принц, и что каждый раз, когда ты смотришь на меня, твоя душа дрожит от трепета и нежности, и нервы раскаляются...
В глазах шхолла скользнуло удивление:
- Что же, возможно, я ошибаюсь. Ты уловила моё состояние на ура.
Инна аж замурчала, прижавшись к любимому, в ней медленно, волна за волной, поднималось счастье. Пусть Хэйш не говорит, что чувствует - главное, что отныне девушка его понимала.

Полтора года

- Хэй!- Инна хлопнула шхолла по спине. - Ты как всегда рано!
Тот обернулся, приподнял брови:
- Девушка, вы обознались.
В ступоре она разглядывала знакомые черты лица, хмурила брови:
- Ты... Шутишь?
Голос действительно звучал чуть иначе, но...
- Не шучу.  Вы обознались.
Мужчина пошёл прочь. Инна глядела ему вслед исподлобья. Конечно, шхоллы одинаковы ещё сильнее, чем китайцы, но не думает же Хэйш, что она так глупа, что не узнает его? Что за юмор?.. Вспомнив, что инопланетяне не шутят, Инна густо покраснела, и тут же увидела настоящего Хэйша – шедшего навстречу совсем с другой стороны. Он приветственно вскинул руку и улыбнулся. Девушка глупо растянула губы:
- Ты Хэйш, да?
Тот удивлённо приподнял брови:
- Ты что, не узнала меня?
- Да вы все на одно лицо,- Инна смущённо пожала плечами, и решительно подняла подбородок, прищурилась, - я повешу на тебя опознавательный знак, определённо. И запрещу тебе его снимать! Браслет. Или кулон?.. Хм, а тебе бы пошла серёжка!
Шхолл непонимающе моргал:
- Раньше ты меня узнавала...
- Раньше я знала, как ты одет,- пробурчала девушка, и повела спутника прочь, впервые за долгое время прекратив беспрерывно болтать и углубившись в мысли.

Два года

Она влетела в кабинет встревоженная, зелёные волосы взлохмачены, на глазах стояли слёзы. Хэйш сразу вскочил, встревоженно шагнул навстречу:
- Что случилось?
Голос Инны сорвался:
- Я беременна!
Шхолл моргнул, осторожно спросил:
- И что в этом плохого?
- Болван!- В дипломата полетела декоративная ваза. - Ты даже не потрудился узнать физиологию?! Чтобы беременность прошла нормально, она должна протекать полностью, с самого-самого начала под контролем врачей!- Девушка прикусила губу, прошлась до окна, упёрлась лбом в прохладное стекло и зло проводила глазами бесшумно пролетевший монорельс. - Если доминанты твои гены, то есть вероятность того, что не только ребёнок не выживет - просто не сможет развиться - но и меня с собой заберёт! При аборте его защитный механизм тоже может меня убить!
Грохнув кулаком по стеклу, Инна заметалась по кабинету, тяжело дыша, но Хэйш перехватил её, обнял, мягко зашептал на ухо:
- Успокойся, пока ещё ничего не известно. Поедем в больницу прямо сейчас. Чип с тобой?..
Уже через сорок минут девушка лежала в металлической утробе. Тело знобило от страха, но казалось, что от холода машины. Тихий шелест крутящихся деталей сводил с ума. Большинство сканеров даже не включены - они обследовали другие части тела, которые сейчас Инну не интересовали.
Из динамика донёсся спокойный голос медика:
- Вставайте.
Девушка тут же вскочила, стукнулась головой о лампу, выругалась сквозь зубы, быстро накинула платье и вышла из кабинки, замерла, беспомощно глядя на Хэйша, и тот в ответ сжал её ладонь, взглянул на врача:
- Какой результат?
- Одну секунду,- тот прошелся пальцами по экрану, - в плоде преобладают гены матери.
Инна взвизгнула и повисла на шхолле, тот еле улыбнулся и успокаивающе похлопал по спине.
Доктор деловито спросил:
- Так вас записывать на аборт в нашей клинике? Он абсолютно безопасен.
Девушка непонимающе оглядела медика мутным взглядом:
- Зачем?..
- Ну как,- тот моргнул, - к нам часто приходят девушки, которые желали развлекаться и случайно забеременели. Кому нужен полукровка?
Голос Хэйша прозвучал холодно:
- Мы похожи на тех, кто просто развлекается?
Врач растерялся окончательно, переводя взгляд с одного на другого:
- Не знаю... Просто...
Инна пришла в себя, рассмеялась:
- Успокойся, Хэйш, он не хотел нас обидеть, молодой ещё просто.- Взглянула на врача. - Нет, мы собираемся завести детей и пожениться! Так что спасибо, но ваши услуги больше не нужны. До свиданья.
Девушка прощально кивнула и увела хмурящегося шхолла из кабинета.

Два года и неделя

- Раз такие дела, мне нужно прекратить мотаться по планетам и осесть. Перевестись, в общем, на другую должность.- Шхолл с заботой скользнул взглядом по животу Инны. - Я предлагаю жить на моей родной планете. Там отличная атмосфера и медицина развита куда лучше...
Девушка нахмурилась – она даже и не думала, что такая проблема есть – буркнула:
- Они будут больше людьми, чем шхоллами! У нас им будет лучше.
- Думаешь?- Хэйш с сомнением покачал головой. – Вы, люди, слишком эмоциональные, вам может не понравиться любая мелочь… Детей их окружение будет гонять за гены.
В глазах Инны плескалось отчаяние:
- А обо мне ты подумал?! Как я буду жить среди вас?
В голове мелькали картинки их мира. Строгие тона, правильная архитектура, интерьеры. Все вокруг серьезные, рациональные. Им чужды развлечения, нужные человеку. Часто шхоллов сравнивали с роботами. Конечно, они не были ими. У них тоже были своё веселье, свой досуг, но такой другой, такой далёкий и непонятный…
И во взгляде Хэйша светилось искреннее недоумение:
- Что тебе у нас не нравится?
- Это... Это просто...- Инна поджала губы, не решилась озвучить мысли. - Я хочу на Землю!
Шхолл сдвинул брови:
- Если это так важно для тебя, то я согласен, но... Я беспокоюсь. Из-за того, что дети полукровки, мало ли какие болезни у них возникнут? Расы слишком мало контактировали, чтобы медицина успела научиться лечить все возможные проблемы.
- Я поняла,- девушка закрыла глаза и выдохнула сквозь зубы, - их здоровье важнее. Давай полетим на твою планету.
- Ты уверена?- Хэйш напрягся, пытаясь уловить интонацию.
Он давно знал о таком явлении как «сарказм», но временами не мог отличить его. Впрочем, к его удивлению, люди тоже не всегда его различали.
А Инна устало, но ободряюще улыбнулась:
- Уверена.
- У нас тебя никто не будет считать чужой,- пообещал шхолл и мягко поцеловал девушку в лоб.
А в её голове мелькали картины, как в безэмоциональной среде и она сама зачахнет, превратится в куклу...

Два года и четыре месяца

Инна глядела на пояс астероидов. Ей нравилось, как среди каменных глыб плавали осколки кораблей на фоне изумрудной, словно тело Хэйша, туманности. Говорят, здесь на войне рас прошла не одна битва. Наверно, цинично вот так наслаждаться зрелищем, и тем более проводить рядом с кладбищем космолётов свадьбу, но сейчас девушку беспокоило не это.
Инна готовилась к звонку. «Привет, мам, я сейчас на моём любимом спутнике, знаешь, это тот самый, в который мы с классом ездили на экскурсию о войне…» Нет, не так, зачем вообще бередить старые раны? Просто: «Мам, я выхожу за Хэйша. У нас будут дети и я перееду к нему.» Как-то слишком холодно… Вздохнув, девушка плюнула и нажала кнопку вызова на экране.
Изображение строгой женщины в деловом костюме появилось через пару секунд. Встретившись с тяжелым взглядом, Инна закрыла рот, слова застряли в горле.
- Я сказала тебе звонить только в одном случае, - голос матери звучал сухо и официально, - если ты бросила шхолла. Это так?
- Нет, я вообще-то… - Инна нервно сцепила пальцы в замок, стараясь не опускать взгляд. - Звоню, чтобы сообщить, что я выхожу за Хэйша, и я беременна, я хоте…
В глазах женщины сверкнула ярость:
- Даже так?!  В таком случае я исполняю угрозу в действие. Все бумаги на отказ от собственности и от наследства давно подготовлены. Я тебе их пришлю. Лучше подпиши их добровольно – ты же знаешь, суд встанет на мою сторону.- Мать процедила, прежде чем отключится, - предательница.
Инна сел на пол, бухнулась на спину, прикрыла глаза. На щеках играли желваки. Девушка думала, мама простит. Думала, забудет, одумается. Да, та предупреждала, но столько времени прошло. Раньше не было и недели, чтобы женщина не поговорила, не позвонила дочери… Всё кончилось, когда правда открылась. Инна вспомнила те слова: «шхоллы убивали людей, они лишили тебя отца, а теперь ты знаешься с нашими врагами?!» Нет, мать не могла простить дочь, и та не винила её. Только боль душила, мешая дышать.
Собравшись с силами, Инна поднялась, включила нужную программу, подключила чип идентификации и подписала все присланные документы, не глядя.
Раздался шелест двери, мягкие шаги. Хэйш бережно поправил синие волосы невесты:
- Ты в порядке? Выглядишь плохо. Что-то случилось?
- Ничего,- Инна пересилила горе и улыбнулась.
Она пообещала себе, что жених не узнает. Он не должен был пройти через эту боль.

Семь лет

Женщина с фиолетовыми волосами стояла об руку с шхоллом и смотрела в черноту, простирающуюся в бесконечность. Справа крутилась планета, окружённая несколькими лунами, а вокруг мигали мириады звёзд, купаясь в туманах. Рядом садились и взлетали небольшие корабли. В тишине их гладкие, красивые корпуса казались величественными. Казалось, они улетают куда-то далеко, где их определённо ждёт великая цель, от которой зависят судьбы галактики. А тем, кто на спутнике, оставалось одно – ждать.
По полупустому залу, мимо рядов кресел носились два маленьких существа - мальчик и девочка. Вроде люди, но алая радужка глаз чуть светится, по коже нет да нет проходят электрические искры. Вот малышам надоело играть, и они подбежали к родителям:
- Папа, мама, а что мы будем делать дальше?
Женщина улыбнулась, прищурившись:
- Что угодно. Ведь у нас есть целый космос!

5

– Это ещё что такое? – возмутился Дементий и постучал клюкой о бесстыдно голубеющий свод. Звук получился гулкий и какой-то металлический, хотя на вид казалось, будто впереди толстое цветное стекло. Свод упирался в старую гать, отсекая добрую половину болота, тянулся направо и налево среди деревьев и закруглялся в вышине куполом, по которому ползло солнце. Рядом с Дементием кружилась в недоумении стайка комаров.
– Внемли, раб Божий, – прозвенел тоненький голосок, – истинно, здесь небо сходится с землёю.
Дементий запустил пятерню в густую бороду и огляделся. Прямо у его ног, над бурой торфяной лужей, парила курьёзная шарообразная штуковина. Истинный её облик не поддавался различению, поскольку она неимоверно быстро вращалась, но Дементий явственно ощутил исходящий от штуковины ВЗГЛЯД.
–Вот ещё удумали, – пробурчал Дементий. – Ты кто таков будешь?
– Знай же, блаженный отшельник, я – архангел. Именуют меня Офаниил. Уполномочен надзирать за сей сферою.
Дементий задумался, шевеля пальцами. Из бороды его выпал заблудший древоточец и полетел искать счастья. Проследив, как насекомое скрылось под ёлкой, отшельник спросил:
– Так на другую сторону-то как попасть? – И снова стукнул небо клюкой.
– Внизу есть дверца, – подсказал Офаниил. – Для технического обслуживания.
Дементий ткнул в то место, где синева упиралась в подгнившие жерди. Раздался щелчок, и, едва не ударив отшельника по ногам, чуть выше уровня лужи откинулась крышка круглого люка. В люке что-то мельтешило. Со вздохом Дементий подоткнул полы рясы, обнажая мозолистые колени, и опустился на четвереньки.
– Ишь, понавыдумывали.
Он храбро просунулся в люк и замер. Дальше мир кончался. Насколько хватало глаз, вокруг простирались колоссальные рамы, планки и дуги, большинство из которых двигались, огибая сферу небосвода, иная – по-стрекозьи быстро, иная – в величественном темпе роста деревьев, и каждая – в свою сторону, но вместе выходило, тем не менее, на удивление складно и тихо. Слышалось лишь шуршание хорошо смазанных и подогнанных друг к другу деталей механизма. Вероятно, это perpetuum mobile предназначалось для любования, вот только мало налюбуешься, стоя коленями в воде.
– Что вы мне тут устроили? – строго спросил Дементий. Пред ним возник Офаниил, теперь явственно подобный системе из двух вертящихся колёс, и гордо провозгласил:
– Семижды семь лет ты предавался аскезе в своей землянке, стремясь постичь строение Божьего мироздания. И вот оно явлено тебе, благословенному среди смертных, ровно в том объёме, какой охватывает твой разум. В тебе, человече, собран и воплощён Божий мир и все чудеса его!
Дементий крякнул.
– То бишь, за этими махинами уже ничего? Ни даже села за лесом?
– Се предел бытия, – подтвердил архангел.
– Это что же получается, и точильщиков ножей больше нет? И свечников? А я-то собирался… – Дементий покачал головой и пришёл к выводу: – Непорядок.
Он протянул вперёд свою клюку и что было силы толкнул ближайшую раму.
– Стой! – зазвенел Офаниил. – Что ты делаешь?
– Расширяю мироздание, – пояснил Дементий и вылез обратно на болото. Перед ним лежала знакомая подтопленная гать, над лысиной радостно зудели комары, а к ноге уже пристраивалась пиявка. Отшельник покряхтел, поднялся, почти не забрызгав рясу, и побрёл дальше, опираясь на верную клюку. Он мечтал о настоящих восковых свечах, которые горят ясным и тёплым пламенем и не сыплют углями во все стороны, как лучины.
Офаниил смотрел, как пробегают под ним поля, леса, города, озёра, моря – десятки глаз на его ободах замечали всё вокруг, пока мир продолжал расти. Поначалу всё не слишком отличалось от мироздания Дементия с землянкою в центре, но чем дальше, тем больше охватывала сфера небосвода, тем сильнее становились контрасты и ярче многообразие. Архангел чувствовал, как и сам растёт соразмерно. Вот он с корову, пролетает над памятником с вытянутой рукой, в который дети бросают снежки. А вот он уже с два человеческих роста и видит с высоты птичьего полёта полный жизни город, и оттуда тянется сетка дорог, уходя к другому краю света. Головокружение незнакомо духам, подобным колесу, крутящемуся в другом колесе, поскольку головы у них нет, но есть глаза – и глаза эти разбегались. А потом вдруг, когда Офаниил достиг размеров горы, просторы земные и водные закруглились и оказались сферою внутри хранимой им сферы. Беспощадная пестрота деталей сгладилась, окуталась дымкою облаков, и сине-зелёный шар показался ангельской сущности чем-то уютным и до боли родным.
Сгустки тверди или газа, трудолюбиво летящие сквозь ночь вокруг шаров живого огня, оставались далеко внизу, в глубине разноцветной россыпи пламенных тел, которые складывались в объёмные и на первый взгляд хаотические узоры, но по мере того, как открывалась общая картина, сияющие фигуры выстраивали собой неповторимую гармонию вселенского замысла. Офаниил заботливо повелел крышке люка в небосводе захлопнуться за ним и вновь отдался чуду бесконечного творения.

6

- Включены все три защитных поля! Давление в скафандре - в норме! Внимание, отключаются магнитные замки шлюза Приготовьтесь! – мелодичный и строгий женский голос главного бортового компьютера всегда держит в тонусе. Между собой мы называли его – «Машка».
- Шлюз открыт! Удачной  работы, – «Машка» скрипнула и замолчала. Чёрт знает, у неё всегда в конце передачи следовал какой-то странный скрип. Недоработка программистов что ли?
Всё! Открытый космос! Я плыву над Землёй. Огромной и родной. Окаймленной гигантским туманным серпом верхних слоев атмосферы. Континенты, океаны, тайфуны, светящиеся улья городов - все подо мной.
Звёзды крупные, как апельсины в руке, переламываются радугой в защитных полях. Кажется, протяни руку и дотронешься до них. Всегда поражал этот эффект. Сколько работаю космическим мусорщиком, сколько раз уже выходил в космос - не счесть, а всё равно дыхание замирает.
- Магнитный манипулятор готов к работе! - Машка в ухе не унималась. Отключить нельзя. Нажимаю сенсор громкости до минимума.
Теперь быстро. Где же он?! Вот! Летит голубчик! Так. Так.
- Корректировка курса и скорости! - требую голосовой командой.
- Выполнено! – Машка покорно соглашается – Ускорители преобразованы до двух процентов! – Да чёрт с ними, с этими ускорителями. Мне сейчас его ухватить нужно!
Я заметил его буквально в последний момент, когда уже думал, что не выполню своё обещание. Время летело, моя вахта тоже. Скоро смена. За сорок с лишним лет, после принятие решения очистки околоземной орбиты – потрудились хорошо.
Маленький, чудный, серебристый спутник был выхвачен сканером из космической пустоты буквально час назад. Если бы Машка была человеком, она бы «сделала» круглые женские глаза от той поспешности, с которой я стал собираться. Хех!
Немудрено, что не заметили. Совсем - крошечный. Наверно, один из первых. Захватываю манипулятором. В ушах сенсорный щелчок рабочих поверхностей. Контрольный звук.
И как ты не сгорел раньше? Это что ж за орбита у тебя была? Странно.
- Защитные поля – допуск! Первый! Второй! Третий! – Машка сопровождает мои действия. Не, хорошая она. Толковая. Зря обижают. За скрип.
Подтягиваю к себе. Пирамидальный корпус, с шаром-головой. Усы-антенны связи. Облезлая защита. Обломанное «крыло» фотоэлементов. Мда… Почти истертые буквы «СССР» по всему корпусу. Размашисто. С широтой. Маленький - а важный! Был...
- Приёмник готов к работе! Переместитесь ближе к сектору «Д». Корректировка получена. Ускорители готовы! – Машка снова злит.
- Голосовое подтверждение! - а чтоб тебя.
- Голосовое подтверждение! - требует Машка. Зараза, а не женщина.
- Отставить. Не успеваю. Ещё виток! - мой голос звенит металлом во всех трёх защитных полях. Корпус станции соглашательски  блеснул в лучах солнца и осветил пятном яркого света маленького собрата.
- Команда подтверждена! - казалось, в голосе Машки звучит удивление. Типа – «Чего не успеваешь?!»
Ага, сейчас! Тебе еще объяснять буду! Объясню, кому надо. Ты записывай, давай. На кристаллики. Не пропусти чего. Скоро представишь...
Мне целый круг и не нужен. Вон, уже  Атлантика. Ещё чуть-чуть. Сын у меня! Понимаешь?! Целых пять лет ему! Вижу редко. Даже в зоопарк не сходил в прошлый раз. А обещал. Жена и так злится. Нелады у нас с ней. Разводиться хочет. А тут 31 декабря. Новый год. Да что тебе объяснять! Что ты понимаешь?! Машина и есть – машина!
Перемещаю манипулятор со спутником. Быстро рассчитываю угол на экране. Главное ускорение правильно выставить. Не дай бог, отскочит от атмосферы. Так! Пора! Импульс! Держи, сын!
Сверкающая быстрая точка мелькнула в периферии зрения.
- Объект потерян! – сообщила догадливая Машка.
  Само собой - «потерян». А как же.
- Неисправность манипулятора! - мой голос, кажется, устал. Жду, что Машка ехидно скажет – «Ага!»
- Манипулятор внесен в реестр неисправностей. Будет произведена проверка. Возвращайтесь! - Конечно. Давай. Проверяй.
Не отскочил. Молодец малыш! Вижу! Вошёл там, где надо. На часах - без десяти двенадцать. Тридцать первое декабря. Две тысячи тридцатого года. Эх, чуть не дотянул.
Раскидываю руки к звёздам. Мне хочется их обнять. А рядом - ярко-голубая, огромная Земля. Такая родная. Хорошо. Хорошо же...
Не должен был малыш переработан в мусор. Пусть в последний раз - яркой советской звездой сгорит. Как воин. Пусть попадёт в свою космическую Вальгаллу.
***
- Мама! Смотри! Звезда падает! Папина!
- Да. Папина. Он же обещал…
Мальчик с женщиной стояли на заснеженной террасе дома. Взявшись за руки и запрокинув головы, смотрели в новогоднее, зимнее небо - расчерченное огненной линией.

7

Дикарь
День 1.
Нас попросили вести дневники. Я им сразу сказал, что буду писать в дневнике всякую хрень, потому что я ни фига не писатель, но мне ответили: «Пиши, что хочешь». В общем, это важно для проекта.
Сегодня долго не держали. Вручили кучу бумажек, чтобы ознакомился дома и подписал там, где галочки. Дали два дня уладить все дела, потому что потом будем жить на режимном объекте, и просто так выйти будет невозможно. Мне всё равно. Я и сегодня домой мог бы не идти.
День 2.
Вчера опять нажрался, как свинья. Прочухался к обеду. Вообще, это моё нормальное состояние в последнее время. Завтра всё изменится. Собрался с духом, сгрёб все Дашкины и Сонины вещи в большие чёрные мешки (когда игрушки собирал, плакал) и отвёз в первый попавшийся на глаза в сети фонд малоимущих. По иронии судьбы он назывался «София». Приехал домой. Комок в горле стоит, сука. Всё на сегодня.
День 3.
С утра лечился пивом. Вынес все цветы в горшках из дома и расставил на лестничной клетке. Красиво. Надо было раньше вынести, может поливал бы кто-нибудь. А то уже несколько штук успели засохнуть. Дашка бы ворчала, если бы увидела…
Закинул ключи брату. Сказал, что уезжаю на несколько лет за границу. Пусть сдаёт квартиру, если хочет. Димон смотрел понимающе, но вопросов не задавал.
Забыл прочитать бумажки. По пути на базу подписал, не читая.
День 4.
Выдали спортивные костюмы. Началось обучение и физподготовка. Хреново, и хочется пива.
День 7.
На тренировках кажется, что выплюну лёгкие. Запустил оказывается себя до ужаса. Болят все мышцы. Но боль приятная. Начались лекции и семинары, как в ВУЗе. Это хорошо, голова занята проектом, нет времени на посторонние мысли.
День 10.
Химические процессы всякие преподают. Вот зачем мне они? Со мной же летят профессионалы и специалисты там всякие. Ни хрена не понимаю. Но что-то там пишу.
День 20.
Сегодня вспомнил «добрым» словом Баранова Пашку, который  сосватал меня сюда. Мне наконец-то объяснили мою функцию в проекте. Я бы её узнал ещё раньше, если бы хватило ума почитать те документы. Капец, я оказывается самоубийца. Здесь смайлик зафигачить надо. Не знаю, уместно ли это в дневнике.
В двух словах. Пашка примчался ко мне, узнав от брата о том, что мои погибли в автокатастрофе. Конечно, я как всегда был в умат. Забил на тренировки, на соревнования. Упивался собственным горем. В гордом одиночестве. Все его убеждения типа «надо дальше жить», «все мы не вечные» вызывали у меня рвотные позывы, и я выставил его за дверь. Во второй раз он приехал с предложением поучаствовать в проекте. Вырубаюсь, устал. Про сам проект  потом напишу.
День 25.
Услышал сегодня, как за глаза в команде называют меня «Дикарь». Нормальное погоняло. Это с намёком, что я не общаюсь ни с кем. Не хочется.
В целом мне всё нравится. Еда не очень. Но терпеть можно. Сплю, как убитый. Наверное, подсыпают что-то. Не знаю.
День 30.
Они считают, что мы готовы. Да. Особенно, я. Хотя я и на самом деле готов выполнить их бредовый план по освоению Марса. Мне когда объяснили всё (с иллюстрациями, мать их), как я в одиночку буду покорять Марс, я сразу понял, что всё, я не вернусь. План гнилой и задумка дерьмовая. Но скромно промолчал, ибо мне терять нечего.
В общем, летим мы туда командой девять месяцев. Затем корабль остаётся на орбите Марса, а меня на специальном аппарате десантируют на планету. Чтобы улететь обратно, нужно снова ждать планетное противостояние. Простыми словами, нужно ждать момент, когда Марс и Земля будут на самом близком расстоянии. Это ещё 17 месяцев. 17 месяцев я один буду на Марсе. Это они так придумали. Воодушевлённо рассказали мне, как я буду собирать грунт и разные марсианские штукенции, а в свободное время буду переоборудовать свою тарантайку во взлётный модуль для возвращения на корабль. Это будет моё хобби. Почему один? Тут всё просто, чем меньше вес, тем больше шанс оторваться от Марса и вылететь на орбиту. Почему я? Сам не знаю. Может потому что я спортсмен, альпинист, археолог, доброволец. И дурак, которому не жалко попрощаться с жизнью.
День 40.
Летим. Какое-то время крутились на орбите Земли. Это был один из этапов полёта. Топливо и всё такое. Я не вникаю. Но был момент, который зацепил даже меня. И, чем бы не закончился полёт, я не жалею, что ввязался во всё это. Через восемь с чем-то минут полёта мы в последний раз испытали земное притяжение. Потом двигатели стихли. И невесомость. Это кайф. И вид нашего шарика в величественной черноте космоса. Дом. С которым меня больше ничто не связывает. Меня там никто не ждёт. Пока, Земля.
День 100.
Скучно. Гружусь. Быстрее бы.
День 280.
Уже скоро прилетим. Команда бросает сочувственные взгляды. Подбешивает. Чего хоронить раньше времени. Быкану, и пошёл этот Марс в жопу.
Так. Стоп. Все устали. Морально устали. И друг от друга тоже.
День 300.
Я прибыл. Неожиданно горячо расставался с командой. Мы постоянно на связи. Они шутят мне в ухо, не переставая. Прикольно. Когда приземлился… Не приземлился. Припланетился. Когда спустился, в общем, накрыло песчаной бурей. Ничего не вижу. Буду сидеть, пока не стихнет.
День 301.
Выходил наружу. Ну, здравствуй, неприветливый Марс. Как тут твоя радиация? Пейзажи красивые, улёт. Завтра ещё пойду. Наснимал, отправил на орбиту. Там ахают и желают удачи. Кто-то шепчет: «Спокойной ночи. И держись».
День 305.
Я в плену. Вчера ОНИ притащили мне все вещи с модуля. Буду продолжать вести дневник. Связи с орбитой нет.
На второй день, когда вышел на поверхность, прошёл больше километра. Дальше идти было просто некуда! Уткнулся в стену. Тут же пропала связь. Шёл вдоль стены, с изумлением рассматривая своё отражение. До меня начало доходить, что Марс – это бутафория из зеркал. Что за хрень? Началась песчаная буря. Накрыло не по-детски. Думал сдохну. Почувствовал, что меня тянут за руки и ноги. Пофиг. Думал, что глюки предсмертные.
Очнулся уже здесь. Небольшая комната без окон. Мягкий выступ на полу – кровать. Я живой, и это уже хорошо.
День 306.
Это люди! Это! Люди! Марсиане – люди!
День 310.
Это будет последняя запись в дневнике. Я знаю, что дневник – это лишь часть проекта. А я в проекте больше не участвую. Я остаюсь. То, что со мной произошло – это вынос мозга. Я удивляюсь тому, что до сих пор нахожусь в здравом уме и трезвой памяти. Тут  тоже поставить бы смайлик. Они, как и наши там, называют меня «дикарь». Оказывается, они слышали все наши разговоры и, вообще, они всё знают. Они спокойны и уверенны, и никому не отдадут свою планету. Они могли бы меня убить, но они не убивают никого. У них абсолютно другие принципы жизни. Не такие, как на Земле. Не хочу вспоминать про Землю и её обитателей. Но об этом чуть позже.
Марсиане встретили меня, как гостя. Потому что я и есть их первый гость. За пару часов они объяснили мне, как оберегают свою планету от землян, отправляя им нужную информацию. Да. Марс пригоден для жизни. Но эта тайна уйдёт со мной. Лет через двести. Именно такая продолжительность жизни на Марсе. А ещё… А ещё у них есть Проектор. Это главная ценность, это то, что никогда не должно попасть в руки к землянам. И не попадёт. Я уверен.
Проектор может воспроизводить в реальность мысли. Но им не так просто пользоваться. Мне обещали, что меня научат. И тогда может быть… Я боюсь даже думать. Но они убеждают, что Дашку и Соню вернуть реально. И это будет именно Дашка и Соня, потому что они остались жить в моих воспоминаниях. Я даже неосознанно сохранил всю информацию о них. Это мне объяснили люди с Марса. А я верю им. И вот сейчас расскажу про тот факт, который убедил меня отречься от всего земного. (Как странно звучит – отречься от всего земного). Так вот. Марсиане - более духовные создания, чем мы. Наличие Проектора даёт неограниченные возможности, и расстановка ценностей поэтому совершенно иная. Здесь правят любовь и внутренняя гармония. Надо ли говорить, что здесь нет денег? Их нет. Марсиане очень чувствительные, и я сам уже ощущаю эту почти телепатическую связь с ними. Поэтому моё состояние не давало им покоя. Они пробовали говорить со мной. Но это всё было бесполезно. Да, я думал, что умру с  виной на душе. Я привёз эту вину с собой сюда, на Марс. Дашуля и Сонечка ехали в аэропорт. Я сам позвонил им накануне и сказал, что возвращаюсь с соревнований. Они не доехали.
Позавчера меня отвели в помещение, похожее на кинотеатр. Там был экран. Мне кажется, они специально подгоняют реальность вокруг меня близкую к земной. Спасибо им за это, конечно. И то, что мне показали, просто вывернуло моё сознание. Кадры мелькали безостановочно. И кому-то они могли бы показаться бессвязной ерундой. Но я понял всё. Вот – я. За мной следят какие-то люди. Наша машина. Подстроенная авария. Отворачиваюсь, чтобы не видеть растерзанные тела. Баранову передают деньги. Пашка – тварь. Вижу себя, заросшего, помятого. Замешкался перед входом на базу. Я помню тот момент. Подумал ещё, что нечего терять. Всё…
Я не вернусь.
Чтобы не возникло подозрений, на орбиту прибудет модуль с моим спроецированным телом со смертельной дозой радиации.
А я не вернусь.

Разборы оценщиков
1

Первый оценщик

Прочла первый. О чем он, простите? Праведный бугурт? Неправедный бугурт автора?

Да знаете ли вы, что альфа Центавра на самом деле альфа Кентавра, а «космос» - не столько «вселенная», сколько «народ»?

Это к чему? Каков смысл этих вопросов?

Не надо об этом думать, идите лучше чаю выпейте.

Закономерный итог.
Ни о чем. Тот случай, когда не хочется даже смешную рецензию писать, потому что не на что. Даже поржать не с чего.

Второй оценщик

Ощущение, что автор был очень зол на тему космоса. Вот нечего было сказать, а писать нужно.
Идея есть, хоть и тривиальная, стиль есть, эмоции есть (авторское - или ГГ? - раздражение прям льётся с экрана). Текст по эмоциональному посылу - этакий гневный огрызок мысли, торопливый и скомканный.

Личное впечатление - 3. Не, я люблю эмоции, но слишком скомкано
Стиль - 5.
Соответствие теме - 4. Это всё-таки не «человек в космосе», «человек на фоне космоса, человек относительно космоса, человек и космос», ну как-то так в общем.

Третий оценщик

Техника: 5
Тут имеется личный, собственный стиль, так сказать узнаваемый, и это плюс. Пофиг, что лично мне он не нравится. Стиль разговора тоже выдержан, как полагается. За косяки глаз не зацепился.
Раскрытие темы: 5
Этот рассказ о том, что люди стремятся в космосе. Мысль о том, что "человек в космосе" не нужен. В этой мысли вся эта фраза из "темы" присутствует.
Нраффки: 1
Во первых, мне не нравится этот презрительный, самодовольный тон, который несёт хрень. Во вторых, мне не нравится то, что рассказчик с умным видом несёт хрень. В третьих, мне не нравится хрень.
Идея банальна - вы не можете ничего изменить, вы жалки, малы и бессмысленны, поэтому забейте на космос и аналогичные "высокие" цели. Почему эта мысль - хрень, я думаю, можно не объяснять.
Ещё эта "не надо об этом думать". Недавно читала рассказ, где в конце автор написал "а если вы не поняли мысль, то и не стоило читать". Так вот... Это надо писать до, до, а не после. Потому что если вы не хотите, чтобы некто, к кому обращается рассказчик, "не думал об этом", то не стоило вообще начинать рассказывать. Если же воспринимать эту фразу тупо как издевку, то есть сарказм с противоположным смыслом, то лучше она не становится, потому что смотрим во вторых.

2

Первый оценщик

Камера транслирует всем знакомые виды Марса: красный песок, гора Олимп и уходящие за горизонт плантации картошки.

На самом деле песок там не красный. xD

Примерно те же эмоции, что и с первым рассказом. О чем все это, простите? Тупая мешанина аллюзий (хотя мб это я комплимент даю), без какой-либо связи, подтекста, смысла и прочих ненужных вещей.

Второй оценщик

Повеяло рекламами разной степени древности (особенно рекламой колгейт из девяностых), Марсианином и реалити шоу.
Сатира на современное общество мила, но несколько вторична (женщина, в которой не осталось натурального, назад к природе и т.д. - где-то я всё это уже видела).
Сама же ситуация искусственна, потому что подобная долбанутость первых марсианских поселенцев малореалистична. Слегка спасает ситуацию предложение: «Быстро мелькают кадры пылевых бурь, которых на Марсе не бывает», - которое намекает на то, что всё ток-шоу - вымысел для людей будущего, и дело происходит не на Марсе, а в студии, а «Марс» — это для зрителей вывеска. Но в таком случае о человеке ли в космосе речь?
Стиль оправдан, но не зацепил.

Личное впечатление - 4. Ставлю так, исходя из того, что шоу таки не на Марсе снимается, потому что если на Марсе - то это лютый бред.
Стиль - 4.
Соответствие теме - 4. Почему - смотри пункт «личное впечатление».

Третий оценщик

Техника: 3
Вроде косяков слога нет, но темп слишком быстрый. Я сомневаюсь, что в передаче всё движется с такой скоростью. Возможно, такое впечатление создаётся из-за быстрого смены картинок, которые не описываются, мозг не успевает понять, что было в прошлом кадре, а уже суют следующий.
Ещё и ситуация показана слишком театрально, слишком гипертрофированно и показушно, что на уровень снижает ценность.
Раскрытие темы: 5
Ну тут ясн дело, тупо антураж. В космосе? В космосе, без вопросов.
Нраффки: 2
Ну окей, в космосе тоже существует Дом 2, реклама, показуха, итд итп, всё как в реальности, круто. И чо? В чём прикол? Ну да, мир не идеален, в нём всегда есть нечто вот такое-вот, и что автор хотел этим показать? Не знаю, ничего прикольного в этом не увидела.

3

Первый оценщик

Когда мне было лет семь, из разговора взрослых узнала, что, по прогнозам ученых, наша планета в ближайшем будущем столкнется с огромной кометой. Всё живое ждет неминуемая гибель. Если комета упадет в океан, он выйдет из берегов и затопит Землю, а если — на сушу, то мы все просто превратимся в лепёшку.

*рукалицо*

Ээ, а чем все закончилось? Ну, налетела тень, и дальше что?

Все три отзыва можно выразить кратко, в четырех словах: где, блядь, человек в космосе?

Второй оценщик

В первом абзаце я отчётливо не верю героине, которой "стало тревожно". Звучит так, будто она рассказывает про перестановку мебели в комнате: "Мы поставили стол к окну, а шкаф задвинули в угол. Стало светлее". В тексте из трёх абзацев недоверие одному абзацу - серьёзная проблема
Во втором и третьем абзаце ситуация слегка выровнялась, но некоторое ощущение диссонанса после начала всё равно осталась.
Мысль «поберечь взрослых, чтобы не волновались», - трогательная, но кроме вот этой трогательности и детской мнительности ничего из текста извлечь не удалось.
В целом есть ощущение скомканности, недостаточного раскрытия идеи. Автор поторопился.
Плюс интрига непонятна. Чего она там испугалась? Облака?

Соответствие теме - 3. Всё-таки, это не человек в космосе. Это угроза из космоса.
Стиль - 4.
Личное впечатление - 3. Скомканность и недоверие переживаниям героини.

Третий оценщик

Техника: 4
Конечно, халявный приём - использование детей, но какая разница?
"то мы все просто превратимся в лепёшку" неверное сравнение. Кто-то, может, и превратиться, но всё-таки нет.
Есть мелкие косяки слога, да и последние предложения ломают динамику, но это всё пустячно и ничего не портит.
Раскрытие темы: 5
То же самое, что в первом, идея в том, что "человек в космосе" - это песчинка. Фраза есть? Есть, даже если не выражена прямыми буквами. Какие проблемы?
Нраффки: 5
Казалось бы, та же самая идея из первого - малость перед вселенной, но... Какое другое раскрытие, и, следовательно, отношение.
После первых двух я прочла на одном дыхании и даже прочувствовала. Может быть, если читать его в отрыве от окружения, он покажется менее интересным и прикольным, но что поделаешь, я читала вот так.
По мне, момент оцепенения показан очень неплохо. По крайней мере, когда со мной подобное было, всё примерно так и было.
Единственный минус - мораль в конце, как в баснях. Ну кто так делает? Зачем писать целый текст, если можно просто удалить всё, и оставить последнее предложение? Зачем писать последнее предложение, если мысль и так раскрыта в тексте?

4

Первый оценщик

Альфа центавра от Земли находится действительно далеко!

Учитывая описываемые дальше железные трущобы и быдлопреступников, предполагается, что Альфа Центавра заселена давненько. Вряд ли заселена только она. И при этом она – ближайшая к Земле звезда. Ладно бы вы написали про Кеплер-442, но Альфа Центавра?

И в тот миг, когда девушка сидела на земле и с восхищением глядела на спасителя, а тот разглядывал её сверху вниз - между ними и вспыхнула искра!

Ну хоть кто-то подумал про межрасовый секс!

Голос Инны сорвался:
- Я беременна!

И он не оказался всего лишь словами!

Как-то прошел мимо. Нет тут космоса. Замени шхолла на негра, и в рассказе фактически не изменится ничего. Не говоря уже о том, что залет от инопланетянена еще менее вероятен, чем залет от тентаклей в хентае.
Но за межрасовую половую еблю плюс. Жаль только, Инна не синяя инопланетянка.

Второй оценщик

Автор затронул интересную тему — взаимоотношение разных рас — но, к сожалению, в полной мере её не развил, и получилась достаточно стандартная история о любви. Были любопытные намёки на то, что история в итоге не будет иметь счастливого конца (героиня путает своего шхолла с другим инопланетянином, героиня переживает, сможет ли жить на чужой планете, где нет того, что нужно человеку) — но все эти намёки в итоге ведут вникуда.
При этом у меня опять ощущение скомканности (кажется, у меня от большинства конкурсных рассказов это ощущение), ощущение, что автор торопился, не расписал до конца мир, окружение героев, да даже самих героев толком не описал.
Диалоги местами звучат искусственно.
При этом есть вещи, которые лично мне показались удачными. В тексте есть эмоции, в нём есть сюжетные повороты, которые как раз вот для такого романтического произведения и нужны (типа проблем с рождением детей, конфликта с родителями, минувшей войны), просто автор скачет галопом по Европам и торопится, берёт линии и их бросает.

Стиль — 3.5. Есть некоторые недочёты, и в целом — не зацепил.
Тема — 5. Ну таки технически они в космосе, да )
Личное впечатление — 3.5.

Дополнительный оценщик

Техника:
"Альфа центавра" - оба слова надо с прописной.
"полные мусора по обочинам дорог и дыма"
- запятая пропущена. Ещё первое предложение не кончилось.
"полу-прозрачный" - это пишется слитно.
Не буду унижать автора дальнейшим разбором его ошибок. Техника - по сути единица. Но: точно знаю про себя, что в этом плане куда строже других. Только в честь моего дебюта как оценщика - 2/5, и в следующий раз я не буду так добр.
"как-бы" - или всё же единица? *задумчиво*

Раскрытие темы:
Если взять вместо шхоллов орков-слизневиков, а вместо космоса Средиземье или Хогвартс - ничего не изменится. Скорее всего, автор просто взял для конкурса старый незасвеченный текст, минимально подходящий по теме. 2/5.

Личное отношение: читал такое много раз, и оно всегда было лучше. Про аборт понравилось, но тоже много где такое читал. Однако за аборт накину балл. Психология картонная, персонажи деревянные, действия нет. 3/5.

5

Первый оценщик

На фоне иных творений недурен есть рассказ сей. Но начали за здравие, кончили эллекином: все вначале понятно еще, к концу ближе потеряла нить я совсем.

Второй оценщик

Сперва я как-то засомневалась, что соответствует теме, но потом вспомнила, что «космос» — это также и вселенная, мир в целом, а ещё можно вспомнить философское определение космоса, и «космос» как порядок в переводе с древнегреческого. Рассказ — этакий сюр, где не человек познаёт мир, а мироустройство меняется следом за развитием человека. Разбирать с точки зрения идеи текст любопытно, но это тот самый случай, когда текст интересен для анализа, но скучен при прочтении. Эмоционально, когда я его читала, он меня не зацепил. То ли красот и пышности образов не хватило, то ли сочности картинки.

Стиль — 4.5. Стиль есть, но смешение архаизмов и современных слов получилось недостаточно гармоничное.
Тема — 4. Всё-таки это не «человек в космосе», а скорее «человек и космос», «взаимодействие человека и космоса». Короче, не хватает какого-то финального аккорда, чтобы сказать: "Да, теме соответствует полностью".
Личное впечатление — 4

Третий оценщик

Техника: 3
Слова капсом - сразу минус.
"за сей сферою" поправьте меня если я ошибаюсь, но тут либо "сею", либо "сферой".
Внезапно оказалось, что он отшельник. Почему? С какой стати? Вы либо показывайте, и упоминайте название в тему, либо называйте как-нибудь уместно, по-другому.
Так же, как отшельничество, вообще не показаны мотивы, чувства, и всё-всё героя. Касается только слегка, и всё это как-то... Не убедительно. Типа идея в том, что великие дела творятся по мелким причинам? Нуну. То есть и мысль либо не получилось передать, либо...
Однако, в принципе тут тоже и стиль какой-то, и вроде более-менее ровный слог, так что, как бы не хотелось занизить, на тройку вроде как тянет.
Раскрытие темы: 5
Ну там был кусок космоса и то, как человек с ним взаимодействовал. Он даже высунулся туда. Всё правильно.
Нраффки: 1
Когда я читала в первый раз, я закрыла после пары абзацев. Ясно, о чём это говорит. Но так как я оценщик, пришлось дочитать. Фигня какая-то.

6

Первый оценщик

Ускорители преобразованы до двух процентов!

Бессмысленная фраза.
В остальном рассказ неплох, если не считать того факта, что спутники падают сами по себе, а очищать орбиту надо от космического мусора, и делаться это будет явно не вручную, хотя бы потому, что мусор прошьет незадачливого космонавта насквозь.

Второй оценщик

Какова вообще вероятность такой ситуации — вот о чём задумалась я.  Возможно ли правильно рассчитать, куда упадёт эта пойманная штуковина, так, чтобы её обязательно увидел сын, и правильно её запульнуть с орбиты при этом? Вручную?
В целом, рассказ приятный, хотя, мне кажется, вместо такого акцента на Маше (которая в сюжете не играет) лучше бы нам про семью подробнее рассказали, про то, как у героя с женой и сыном складываются отношения. Но этому вопросу внимания уделено гораздо меньше, чем Маше

Тема: 5
Стиль: 4. Достаточно безлик, но не напрягает.
Личное впечатление: 4.

Третий оценщик

Техника: 5
Косяки есть, вроде "Нажимаю сенсор громкости до минимума."
Стиль приятный, детский, картинка яркая. Мечта, романтика, гордость, уважение - куча разных положительных чувств упомянуты и раскрыты. Идея раскрыта полностью, неплохо.
Раскрытие темы: 5
Ну тут чел в космосе, ага, на орбите.
Нраффки: 5
Это я в первый раз тоже не прочитала, просто личная неприязнь к этим Машкам, патриотизму гипертрофированному... Но оказалось ничего) Идея хоть и простенькая, но оно и выглядит как детская сказка. Собсно, в качестве детской сказки - вообще круть.

7

Первый оценщик

Блин.
Начали за здравие, закончили опять эллекином. Начало – охренительно, реально. Этакий стеб на тему самоубийственного полета на Марс. А вот потом начинается откровенный бред в духе Рен-ТВ – про духовных марсиан, Проектор, гармонию с любовью и прочую чушь. Концовка слита. Вполную.
Но за начало все равно спасибо.

Второй оценщик

Интрига выглядит натянутой. Что такого удивительного в главном герое, что его семью специально убили, чтобы отправить его на Марс? Марсиане с их духовной жизнью выглядят ужасно вторично.
Сама по себе драматическая ситуация интересна (герой, потерявший семью, соглашается на миссию, даже особо не вникая, потому что жизнь его потеряла смысл). Но именно эта ситуация и вызывает первые вопросы, вроде «А какая польза руководству этого дикаря от человека, который окружающую действительность плохо осознаёт и вообще убит горем?»
Соответствие теме — 5
Стиль — 4. Стиль нареканий не вызывает, восторга особенного тоже.
Личное впечатление — 3. Задумки любопытные были, но из-за вопросов, которые возникают при прочтении, возникает недоверие ко всей ситуации, что портит впечатление. Плюс финал ну уж очень вторично выглядит, я такое в журналах 90х читала когда-то.

Третий оценщик

Техника: 3
" (когда игрушки собирал, плакал)" не верю.
Мат, возможно, уместен, эмоции же, но ёпт.
Зачем выносить засохшие цветы на лестницу? Лень до мусорки донести?
Да и вообще, не верю. Какой смысл на Марс отправлять человека с такой маленькой подготовкой? Да его годы подготавливать надо. Что за хрень вообще? Чтоб реально самоубился? Зачем?
Зачем выбирать самоубийцу? Не выгоднее ли настоящего энтузиаста? Думаете, таких мало? Да ложкой ешь! Ну видно же, что от этого никакой пользы науке и ничему не будет.
"Я даже неосознанно сохранил всю информацию о них." невозможно, он не знал ничего о них. Откуда он мог сохранить? Но это уже вопрос идиотизма, герои могут быть дебилами. Можно создать картинку, проекцию, но людей не вернуть, это очевидно. И почему он не думает, что марсиане его обманывают? Что проекция аварии - реально просто проекция, выдуманная ими? И в корабле будет не проекция тела - а он сам. Нахрена он им? Если они не хотят контакта, будут избегать по-настоящему. А пока не убили ради каких-то своих непонятных целей, изучения например.
Кстати, на счёт марсиан. Недавно слышала интересную мысль, что идеальные создания не могут существовать, потому что в их существовании нет смысла, у них нет цели. Марсиане подаются именно идеальными. Да и вообще. Всемогущие марсиане с ангельскими характерами. Фэнтезятина. Невозможность, неправдоподобность.
Однако к слогу претензий нет. Так что тройка заслужена.
Раскрытие темы: 5
Космос. Человек. В.
Нраффки: 2
Не люблю стиль дневника. Редко когда он по-настоящему уместен.
Да и в чём идея? В чём глубокий смысл? Нам ведь даже так и не рассказали ни мотивы человечества, не настоящий облик марсиан. Мы можем лишь гадать, но никогда не узнать правды. А без правды - это просто история о том, как человек из реальности решил сбежать в религию, по сути. Из грустной жизни в лучшую. Просто неправдивая сказка ни о чём.
Однако читать было интересно, до 305 дня. Разрывалась между двойкой и тройкой. Но минусов всё-таки слишком много.

0

61

Изольда Тихоновна написал(а):

тут кто-то сказал, что читатель - это квалифицированный писатель

Наоборот)

Хотя так смыслы приросли)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Литературная Ныра » Архивы » Оценки прозаической части конкурса "Человек в космосе"