Привет, ребята, заждались? Коварный реал украл у меня много времени, но к дедлайну я успел) здесь будет параслов о текстах, места — комментом ниже. Порядок работ не совпадает с порядком в голосовалке, надеюсь, Эк выложит их тут в нужном порядке. Так что я написал название каждого текста, чтобы не путались.
1. КАРНАВАЛ.
Длинные строки почти стирают границу между стихом и прозой, у меня на телефоне свой строкораздел аж образовался из-за неширокого экрана. Такие длинные строки скрадывают не только любые возможности метричности и тоники, но и обычное для верлибра напряжение голоса, лёгкую приподнятость, аффективность; строка расхолаживается и звучит прямой прозой, увлекательный рассказ-описание усиливает эффект прозы, многословие, наверное, больше вредит стиху. Этот верлибр круто бы читался как борхесовский рассказ, слог и сама ситуация прям отлично отсылают, но вот не наблюдается обнажения языка, некоего нового, поэтического уровня, возникающего в верлибре благодаря его особому строкоразделу, сама же ситуация недостаточно, эмм, воздушна, чтобы вытягивать за собой в поэзию интонационно-фразовый стих. Пожалуй, сложные конструкции и многословие — главные вредные факторы, да и финал не особо дожат.
2. "боги выдумали силлаботонику"
Хороший подход к теме: вместо раскрытия на сюжетном, скажем так, уровне (ну, или сеттинговом) тема затрагивается на метафорическом, к тому же явлена опосредовано, в виде ролевой игры, к тому же связана с метауровнем, размышлением о поэзии в этаком философском ключе, и всё неплохо приправлено иронией, некая попытка постмодернистской эстетики, разные образные системы органично накладываются друг на друга. Довольно грамотно сменяются длинные и короткие строки, подчеркивая нужные нюансы. Поэтическая атмосфера чувствуется, скорее так поэтически-ироническая.
3. Фэнтезийная география
Атмосфера текста дышит фантазиями Сен-Сенькова, однако в отличие от него гораздо рациональнее, более прозаична, да и сам текст длинными строками близок скорее прозе, тут снова уместно вспомнить Борхеса, правда, немного опопсённого что ли всякими звездочётами и крестьянами. Постоянные возвращения к синим цветам ещё больше утяжеляют атмосферу, хотя, безусловно, деталь это очень хорошая; не менее пагубно действует фрагмент про рефракцию. Но есть и действительно поэтические эпизоды, например, о династии королей или о мёртвых подземных исполинах. Концовка сделана хорошо, её "недожатость", в отличие от первого текста, выстреливает в нужном направлении: если в первом тексте возникает ощущение какой-то нехватки текста, то здесь он как бы сам собой выдыхается, начиная с глобального охвата, заканчивается точечным, композиция выдержана. Если задаться вопросом о границе длины верлибровой строки, думаю, можно прийти к выводу о её существовании, особенно когда текст нарративен, повествовательность склоняет такой верлибр к прозе, а в качестве выхода можно посоветовать смену длинных и коротких строк или и вовсе использование недлинных.
4. "Я напишу тебе верлибр"
Похоже на песню с обычным припевом и неторопливой читкой в куплетах а-ля Гришковец. Верлибр снова переудлиннён и переповествователен до состояния прозы. Я уже не говорю о куче банальностей на содержательном уровне. Пожалуй, самое интересное про глаза из света и горячее тело землеройки, вот сестру я почувствовал, хотя о ней всего несколько слов, зато поэтических, а лирическую "ты" — нет, она ходульно-банальная и подана плоско. И фэнтези здесь тоже выглядит убого. Силлаботонические части не рассматривал вовсе, во-первых, они нарушают условия, во-вторых, они вообще никакие и с поэтической точки зрения. В общем, не хватило мне воздуха здесь.
5. "если подумать мыши хрустели полом почти в ритм"
Наканецта поэтический фронт полным ходом, мерцающие образы, иррациональные ходы, неконвенциональный язык, то, что сопротивляется накатанной нарративной дорожке, водит речь кругами, возвращая к набору важных эмоционально-смысловых сгустков, накладывая их друг на друга и формируя невесомую ткань так сказать "содержания", на деле — эмоционально ярко окрашенного образного прочувствования, ощупывания текста. Текст полон воздуха, образы телесно ощутимы, это действительно то, чего хватает поэзии и без всяких вторичных формальных признаков. Таким и является качественный верлибр. Я даже прощу очень лёгкое касание темы, почти незаметное (эта мышь — словно та землеройка из предыдущего текста, отличное дополнение того образа).
6. "Перья чернеют и падают, но"
Здесь автор сумел сбалансировать длину строки, и то хорошее достижение. Правда, наполнить технику хорошим содержанием толком не смог и выдал довольно заезженные образы в рамках обыкновенного лирического сюжета. И сказать-то об этом тексте по большому счёту нечего, извините.
7. "закрывает небесная кобра огненный глаз"
Ух ты, рептилоиды! Довольно хорошая колыбельная, но жанр, видимо, сыграл свою роль, придав верлибру мелодичности и метризованности, не сказать, что многие строки изотоничны, но структура прослушивается, временами даже рифмы проступают, диссонансные, но на общем фоне они слышимы (крыше-страже, рык-макак, гранит-черёд, хранит-врат), за это можно и скинуть баллов, но всё же нет, в целом этот текст гораздо поэтичнее многих предыдущих, даже не в плане мелодики, а в плане языка, образности, да и мир получился убедительным, настроение а-ля верленовское "Томление", неплохо, неплохо.
8. "На краю Вселенной четверо"
Эти два текста представлены как один, что ж, будем рассматривать их как связанные. Например, можно понимать это так: в первом тексте представлены персонажи той книги, которую читает герой второго текста, именно его они ждут, поскольку их Вселенная не существует без читателя. Для них он герой. Второй текст показывает этого героя уже с точки зрения нашего мира, в котором он обычный человек, разве что особо сильно погружающийся в книгу (по уши, так сказать). Интересно рассмотреть субъектов обоих текстов, поскольку это явно не один субъект. Первый субъект прямо заявляет себя через "я" и сопричастность к миру текста. Он исчезает из Вселенной, оставляя других персонажей ждать спасителя в одиночестве, он не знает дальнейшей их судьбы. Можно предположить, что это автор той книги, о которой упоминается во втором тексте. Умирающий автор, демиург, покидающий собственную Вселенную, оставляющий её в одиночестве — и только читатель может спасти её. Субъект второго текста не проявляет себя, остаётся просто голосом, способным рассказать нам что-то, вряд ли он тождествен первому, в отличие от того персонажа, который представлен через "ты". На мой взгляд, вышло неплохо, в том числе и с технической точки зрения: натуральный верлибр, ещё и с блоковскими отсылками, кроме того, оба текста можно читать изолированно, тогда они повернутся другими сторонами.