litnyra

Литературная Ныра

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературная Ныра » Столик Поэзии » Нора Дмитрия


Нора Дмитрия

Сообщений 181 страница 196 из 196

181

aequans, я имела в виду образный зонтик. Иносказательный)

0

182

Мои тексты с 9 поэтического турнира сайта for-writers.ru. Некоторые стихи не прошли даже внутренний отбор, и потому вообще нигде не светились — надо же было блюсти конспирацию по поводу участия. Те, что прошли в турнир - подсвечены красненьким. Ну и краткие комментарии.

Оговорюсь, что некоторые тексты после выкладки правились, здесь приведены их актуальные версии. А собственно турнирные — лежат в теме турнира.

Отборочный тур.
Тема: «по головам»

Совершенно не знал, чего ждать от нового ресурса, какую поэзию здесь любят, удастся ли новичку прийтись ко двору. Решил сделать два текста, «типа-авангард» и «слегка под Серебряный век». «Обойма» была выбрана именно потому, что больше я такой подход использовать не планировал, а вот сонеты ещё могли пригодиться. Кроме того, я по-прежнему недоволен рифмой в последней строке «Поголовного сонета», но заменить мне её не на что.

Обойма

– Гул экзекуций – расставятся плюсы,
Головы бьются, как белые блюдца,
И разрываются в брызгах костей.
Ну же, обойма! Лишь не опустей!

Что здесь анализ? К чему здесь твой палец?
Головы – завязь, свистя, разлетаясь,
В землю уронят свои семена,
Цели на мушке, с них каплет слюна.

Прочь все сомнения, жарко и в пене я,
Но, тем не менее, стрельбе назначения
Нет веселее, чем по головам,
Пусть их живучесть – порою обман.

Головы-марево, гаснут фонарики
Головы-шарики, головы маленьких,
Головы взрослых - слегка впереди...
Что говоришь ты мне?
– Дозаряди.

Поголовный сонет

Что принесёт душе покой и сон –
Расцвет культуры? Счастье всем и даром?
Владыка света мнит себя нестарым,
Смотри: мечтой он к раю унесён.

Расчёт его надёжен и весом,
Но многим станет призрачным ударом,
Мир губит многих - это поделом,
Сколь кровь ни пьёт – ни капли не измаран.

Сюда, к вершине властной вертикали,
Убийца не заявится незван,
Но, как и прежде, ждёт его веками.

С тем, чтобы воплотить желанный план,
Давно готов идти по головам;
Голов, увы, серьёзно не хватает.

Первый тур.
Тема: «роль злодея»

Головокружение от успехов! Получив тему, написал эту безделицу за полчаса и более не морочился. Результат — второе место в туре после Окуджавы. Не слишком честно, Булат Шалвович: я вам девятку, а вы мне - ?..

Роль злодея

Ты уступишь, смея, но не споря,
Взмах его клинка - в твоей груди:
Роль злодея - оттенять героя,
Роль героя - скучно победить.

Чернокнижник не погубит принца,
Ведьма - деву, спецагента - шпик,
Это очень древний, важный принцип,
Базис фильмов, новостей и книг.

Даже если ты - достойный крендель
(харизматик, вертихвост, шутник) -
Публике потребны хэппи-энды,
Их она готова оплатить.

И за это будешь укокошен,
Ты ведь - мысль такая прошмыгнёт -
Всё равно не смог бы стать хорошим,
(впрочем, деконструкции не в счёт).

А когда тебя перемололи,
Оценить иронию успей:
Кто-то наверху смешает роли,
Ты теперь герой, а он - злодей.

Второй тур.
Темы на выбор:

— Поезд дальше не идет
— Минута молчания
— Крайне высокое напряжение
— Платформа 9 2/4
— Чуть дольше, чем жизнь
— Патент на бездарность
— По ту сторону книжной полки
— Последнее путешествие Алисы
— Исповедь музейного смотрителя
— Самый скромный человек на земле

С небес на землю! В этом туре мне было суждено по полной огрести за заносчивость.
«С другой стороны книжной полки» вполне мог бы выстрелить успешно — он полностью соответствует лекалам успешной работы предыдущего тура.
Но именно поэтому мне хотелось его заменить — публика вполне могла вознегодовать, что я подаю одно и то же блюдо, пусть неплохое, по второму разу.
У меня случился настоящий стихоразгул. В итоге на турнир отправилась «Алиса», написанная по всем предложенным темам сразу. Публика оттопталась по ней вдоволь, и в следующий тур я вышел буквально на соплях, с последнего места. Это стало хорошим уроком — не надо думать, что владеешь публикой, это она владеет тобой, у неё в руках рычаги.
Оговорка: я не поклонник «Гарри Поттера» и тему про платформу на тот момент никак с ним не отождествил. Думаю, результату это добавило некоторой пикантности.

Алиса

Пора последних приключений. Алиса знает наперёд:
Ей путь — к изнанке книжной полки, пока писания свежи.
«Платформа девять-две четвёртых, и поезд дальше не идёт» -
Она сюда стремилась дольше, чем довелось пока пожить.

Музейный сторож перед смертью успел дорогу ей шепнуть
(Он был скромнейшим человеком, секрет не выдал никому).
В вагоне стынет напряженье. Под мышкой в градуснике — ртуть,
Задумчиво сползает сказка в реальности больную тьму.

Алиса вздрагивает, словно коснулся кожи взмах бича
(Валет напротив потирает своё затёкшее брюшко),
Здесь полустанок между главок, минуту время помолчать,
Рельс дальше нет, но что осталось — преодолеет и пешком.

Ей всё давно осторчертело - лишь болтовня и беготня!
И вот — она упорно ищет освобождающий патент,
Там — разрешенье быть бездарной, и впредь миров не сочинять,
Ничьих фантазий не тревожить, иметь надежду повзрослеть,

Вернуться в мир банальной правды и посеревших городов,
Где, если встретится Болванщик — покрутишь пальцем у виска...
А за Алисой наблюдают две Королевы и Додо,
Когда она оставит книгу — замену будут ей искать.

Платформа 9 2/4

Если мир отпустить не может тебя ревнивый,
если тоска закатом легла на плечи,
то однажды (вечер)
явится перед тобой (а для прочих пройдёт незримой)
платформа девять с половиной –
промежуточная станция между конечной
и бесконечной.

Запахи солидола, мочи, тумана,
резкий свисток разрывает морозный воздух.
Здесь от стихов безопасно (и это странно) –
не выживают, и мир нарисован прозой,
и не посмотрит косо
ни алкоголик, ни резаная путана,

просто явись с повинной,
будешь всегда здоровым,
невыездной, да зато с непробитой грудью,
скучно, но боль отступит;
платформа девять с половиной –
опорный пункт тех, кому не даётся слово.

Девять – две четверти (так слегонца точнее),
здесь остаются люди навеки теми,
кто осознал всю несносносность версификаций.
Ну же, залезь в свой панцирь,
и в ритме колёс по шпалам
сразу поймёшь: отказу быть стоит в малом.

Самый скромный человек на земле

Самый скромный человек на земле
Изучает ярлыки на белье
Не в уборной а при всех не стыдясь
Пальцем водит где китайская вязь

Самый скромный человек на земле
Вчера сифилисом вдруг заболел
С проституткой загулял на слабо
Он не знал что так коварна любовь

Самый скромный человек на земле
Звуки издаёт прохожим вослед
Если кто-то обернётся из них
Наготове и язвительный стих

Самый скромный человек на земле
Не боржоми пьёт, а строго перье
И не водку а сугубо вискарь
И не с тумблера из горла как встарь

Самый скромный человек на земле
Из-за этого всего только злей
Но характер проявлять не готов 
Покраснеет убежит и таков

C другой стороны книжной полки

Границы сегодня так тонки,
Взгляни на свой дом сквозь спондей:
C другой стороны книжной полки
Романы читают людей.

Листает Джек Лондон лениво
Кого-то (суровая стать!),
Глядят в сыскаря детективы,
Ужастики... лучше не знать.

Толстой крайне пристален - просто
Уставился, словно скорбя,
И Сэлинджер смотрит в подростка,
А Оруэлл шепчет тебя.

Там свинг изучает Эрато,
Очками блестит Стивен Кинг...
И место в строю - для когда-то
Тобой не написанных книг,

Его не заполнит ни классик,
Ни модный творец сетевой,
Вот тем неписец и опасен:
Влачась, он играет тобой.

Третий тур (полуфинал)
Тема: Маска и есть лицо.

Писал, борясь с физиологией — гипертония, отравление, раздавленный палец, и всё это сразу. Сутки выбирал тему. Ещё двое суток думал о каком-то финте, способном её «расцветить». Остановился на этом. Будь я здоров — разумеется, сразу вспомнил бы, что «Сиамские сонеты» были уже у Бродского, и простые правила приличия требуют как-то соотнести себя с этим; но было совсем не до того. Сил на достойное содержание также не хватило, мало того — даже однородные рифмы в тексте есть. Всё, что у меня было, вложил в шкурку стиха.

http://sg.uploads.ru/t/F60ys.png

Финал.
Тема: "Продолжение следует..."

Не сразу даже понял, что «продолжение следует...» - это и есть тема; сначала думал, что это некое обещание выложить тему чуть позже.
Что же, задержка пошла на пользу. В одной из дуэлей читатель дал мне простой, но действенный совет — быть проще, и потому понятнее. Решил последовать этому совету, и «Сиквел», уже почти написанный — забросил. Он неплох, но тяжеловат, опять же, со счётом слогов в нём всё совсем не строго, он требует, возможно, чтения вслух. «Персонаж» - стих гладкий, простой, что вообще может быть легче чередования четырёх- и трёхстопного хорея? 8-5-8-5…. - в один глоток кушается.

Персонаж сбежал из книги

Персонаж мой, ты уехал,
Ход интриги строг.
Ищешь, что ли, человека
Где-то между строк?
Фонарём в толпе безлюдной
Больше не свети!
Продолжения не будет:
Здесь — конец пути.

Обрывается дорожка,
Мостик к чудесам,
Верю: ты, вполне возможно,
Взялся сделать сам.
Заготовка брызжет стружкой,
Расшифрован знак:
Продолжения не нужно —
Мысль и так ясна.

Что тебе тропинка к раю?
Молча пролистай.
Возвращайся! Обещаю:
Меньше станет тайн,
Замысел раскрою честно,
Пыль стряхну с манжет...
Продолжению нет места —
Завершён сюжет.

Продолжение следует

Продолжение - будет. Касса ещё видна,
Но, ты знаешь, пусть даже мерч идёт нарасхват,
Мы с тобой и без сиквела - парочка хоть куда:
С прибауткой побив злодея, ушли в закат.

Красота такая — Бетховена не играй!
Нам отпущено счастья — финансовый год почти;
Хэппи-энд промежуточен — маленький личный рай
Сборов ради окажется ленточкой на пути.

Сцену после титров в характере сбереги,
Ведь её отбросит дальнейшая круговерть:
Предадут друзья и удвоят свой счёт враги,
А иначе едва ли зритель пойдёт смотреть.

Сценарист улыбается - пляшут кусочки льда,
Капли влаги пометят его вожделенный труд:
Лицедей, что меня играет, всё ждёт, когда
В первой сцене второго фильма тебя убьют.

Отредактировано aequans (2016-12-04 20:20:17)

+2

183

Первые три чудесные, особенно роль злодея. Остальные всё же потом, чтобы не притуплять восприятие.

0

184

О, спасибо, что принёс, и не надо с собаками искать.

Не понимаю я всё-таки ни черта ни в поэзии, ни в турнирах.
То, что я в твоих стихах люблю, тут представлено в гомеопатических дозах, зато всё, чего не люблю - в ударных.  Поэтому я рада, что ты чемпион, но не понимаю, как они это поняли.
А вообще ещё почитаю. До меня иногда чаще всего очень медленно доходит.

Ап. Ой, я сначала написала, а потом подумала, что это может как-то резко и обидно звучать. Там выше это я всё про свои личные обманутые ожидания, причиной которых стал стереотип о том, что на турниры всегда попадает всё лучшее из творчества автора.
Во. Как-то так что ли.

Отредактировано Вампука (2016-12-04 21:41:02)

0

185

Ну, на половину я отзыв оставляла уже.

0

186

Вампука, всё норм. ты не сказала ничего такого, чего я сам бы не знал.

Я решал этот турнир, как решают уравнение, пытаясь угодить (в рамках моих муз) вкусам конкретной публики. Если бы публика состояла из Вампук - я писал бы иначе. Решение вполне удалось.

А удачное у меня в дайрике есть. Например, "Девочку со спичками" я считаю несомненной удачей - но дуэль свою, кстати, она выиграла на соплях. А "мир туманов", ты его читала - дуэль проиграл.

0

187

aequans написал(а):

Поголовный сонет

Что принесёт душе покой и сон –
Расцвет культуры? Счастье всем и даром?
Владыка света мнит себя нестарым,
Смотри: мечтой он к раю унесён.

Расчёт его надёжен и весом,
Но многим станет призрачным ударом,
Мир губит многих - это поделом,
Сколь кровь ни пьёт – ни капли не измаран.

Сюда, к вершине властной вертикали,
Убийца не заявится незван,
Но, как и прежде, ждёт его веками.

С тем, чтобы воплотить желанный план,
Давно готов идти по головам;
Голов, увы, серьёзно не хватает.

тут мне вспомнился Константин Арбенин, которого я раньше слушала до посинения.

aequans написал(а):

Роль злодея

Ты уступишь, смея, но не споря,
Взмах его клинка - в твоей груди:
Роль злодея - оттенять героя,
Роль героя - скучно победить.

Чернокнижник не погубит принца,
Ведьма - деву, спецагента - шпик,
Это очень древний, важный принцип,
Базис фильмов, новостей и книг.

Даже если ты - достойный крендель
(харизматик, вертихвост, шутник) -
Публике потребны хэппи-энды,
Их она готова оплатить.

И за это будешь укокошен,
Ты ведь - мысль такая прошмыгнёт -
Всё равно не смог бы стать хорошим,
(впрочем, деконструкции не в счёт).

А когда тебя перемололи,
Оценить иронию успей:
Кто-то наверху смешает роли,
Ты теперь герой, а он - злодей.

а тут - Леонид Филатов

зато в Алисе и 9 2/4 не слышу чужого голоса. заодно читаются они как мини-мини-цикл.

0

188

Талестра, спасибо.

До Арбенина я и сам большой охотник, но в этот текст его не закладывал. А Филатов реально куда угодно просочиться может)

0

189

Праздник

Эхом забытого праздника
запоздалым похмельем
не сумевшей прижиться традицией
заползает под ребро шёпот

слов, которые обычно говорят под спиртное.
С высоты прошедших дней
одно от другого не отличается — стёрлись, как прибрежная галька:
лица, как известно, различимы на средних дистанциях.

Одни камушки испачканы кровью,
другие — морской водой.
Вот эта разница прекрасно видна.
Хотя тайком пробовал на язык — вкус совершенно одинаковый.

Предок, забывший про влажный запрет, —
звуки на память — сплелось! —
в толще воды руку тянет к тебе,
пальцы проходят насквозь.

0

190

Что-то ищет в беспомощном чаячьем вздоре,
поддаётся с готовностью стихии клейкой:
человек
наступает в холодное море,
море ласково лижет ступню человека.

Залепляет вода течь телесных отверстий,
соль текущее в венах
сделает крепким.
И к моменту, когда входит в море до сердца,
остаётся немного в нём
от человека.

Человек раз за разом в измену не верит,
но сквозь лёд различает глубинные звуки,
а когда его кости выносит на берег —
море рыбьими ртами
поёт о разлуке.

0

191

После поломки

Плацента радуги
рассекла горизонт
надвое.
Заполнить спектр никаких цветов не хватит,
ни тех, что землёй испачканы,
ни тех, что хранишь в сердце
по старой памяти.

Думаешь: жив.
Всё может быть.

Распределительный щиток нервов давно перегорел,
даже внутренняя информация
не всегда доходит до адресата.
Артерии внутри, свет снаружи.
Да какая разница?

Ощущая себя прогнившей доской в заборе,
легкомысленно закуриваешь,

смешиваясь с радугой, дым даёт недостающий цвет.

0

192

aequans написал(а):

Что-то ищет в беспомощном чаячьем вздоре,
поддаётся с готовностью стихии клейкой
человек
наступает в холодное море,
море ласково лижет ступню человека.

Залепляет вода течь телесных отверстий,
соль текущее в венах
сделает крепким.
И к моменту, когда входит в море до сердца,
остаётся немного в нём
от человека.

Человек раз за разом в измену не верит,
но сквозь лёд различает глубинные звуки,
а когда его кости выносит на берег —
море рыбьими ртами
поёт о разлуке.

в общем, какое впечатление: кажется, что суть содержится в 3-4 строках(условно) каждого эээ...куплета, а все, что прежде - играет роль декоративную, что-то вроде вступления, чтобы читатель не сразу упирался в авторскую мысль. но на последнем (ну пусть будет куплете) мысль распространяется на весь(куплет).

смотрите:
человек наступает в холодное море,
море ласково лижет ступню человека.
И к моменту, когда входит в море до сердца,
остаётся немного в нём от человека.
Человек раз за разом в измену не верит,
но сквозь лёд различает глубинные звуки,
а когда его кости выносит на берег —
море рыбьими ртами поёт о разлуке.

что в тексте не нравится:
поддаётся с готовностью стихии клейкой
если не переносить ударение, то читается с запинкой, а если переносить, возникает дополнительный образ "стИхии"=стихии стиха, что-то такое. и получается, что стих о стихотворчестве, да еще и оно сравнивается со стихией, чем-то природным и необузданным. не назвала бы этот образ открывающим что-то новое для читателя.
течь телесных отверстий
как жаль, что я слишком взрослая и испорченная, но образ некрасивый и некрасивый он ненамеренно, а значит, он не встал в стих.

о любви или не о любви? *хм*
ушла думать.

0

193

Талестра написал(а):

о любви или не о любви?

Я намеренно ввёл себя в состояние, когда это не было однозначным, потом писал.

Талестра написал(а):

течь телесных отверстий

Это один из результатов такого подхода + обесценивание половой темы в контексте.

Ой, всё!

Талестра, спасибо, что заглянули.

0

194

aequans,

aequans написал(а):

Это один из результатов такого подхода + обесценивание половой темы в контексте.

Ой, всё!

совсем все?
просто на общем лирическом фоне эта строчка выделяется. ну знаете, как если бы человек был сантехником своего тела(или не своего) и это такая техническая заметка на полях.

0

195

Талестра, вы меня поймали. Это именно попытка дать лирики. Неудавшийся эксперимент, а это всегда вкусовой провал.

Ориентировался на конкретную стилистику. Ну... у каждого свои любимые тексты. Хотел что-то оттуда воспроизвести, не дословно, конечно же.

http://lib.ru/INOFANT/ZOLIN/r_pamela_zoline_gu.txt

(48) ПОСЛЕ ПРАЗДНИКА ДЕТЕЙ УКЛАДЫВАЮТ В ПОСТЕЛЬ.
     Время купания. Вид обнаженных  детей, розовых  и скользких, как тюлени,
визжащих, как тюлени, а  теперь  плещущихся, хрюкающих и  шлепающих вишневой
плотью по малиновой плоти -  этот звук реверберирует  в  покрытой  жемчужным
кафелем и  заполненной паром  ванной комнате.  Нагота  детей  гораздо  более
абсолютна, чем  нагота взрослых. Нет  пахнущих мускусом  вьющихся волос  для
указания  целевых  точек,  нет шишковатых  припухлостей  и  плоскостей,  нет
жировых  прослоек  и  изгибов,  чтобы облагородить  этого  царя зверей.  Все
упитанные нагие  дети  выглядят съедобными, зубы Сары  жужжат у нее  во  рту
памятью  о  кровавых  пиршествах,  о  доисторических  временах. Человеческий
молодняк  кажется слишком похожим на молодняк  других видов,  чтобы человеку
быть самодовольным, и даже сравнение не в их пользу, они самые облупленные и
беспомощные из  всего  молодняка.  Такая  розовость, такая в  высшей степени
нагая  розовость,  отверстия  так аккуратно  врезаны, окаймлены  чуть  более
красноватым цветом,  непрестанное  требование груди, времени, разнообразного
молока.

0

196

Новый

Одинокой стала смерть,
движешься, красивый,
в кислоте не разглядеть
нового Мессию.

Заберёт у малых страх,
не сойдя на воздух,
на хрустальных плавниках —
звёзды, звёзды, звёзды.

Появился неспроста
из токсичной сажи,
время с чистого листа
записать, что скажет.

Раскалился докрасна,
не сдержать улики,
из открытого окна —
крики, крики, крики.

0


Вы здесь » Литературная Ныра » Столик Поэзии » Нора Дмитрия