Кто такая Маргарита? Это жена состоятельного человека, у которой ни с кем из окружения душевной близости не сложилось. Она не любит мужа, у неё нет (по крайней мере, они не называются) близких друзей. Это женщина из тех, у кого внешне всё хорошо и благополучно - а на душе кошки скребут, хоть вой. Собственно, суицид просто так не планируют.
Маргарита - это не просто "ой, такая самоотверженно любящая женщина!" По сути - это богатенькая неработающая дамочка, которая страдает от нечего делать, и ей не хватает эмоций. Это можно воспринимать как угодно. Как повышенные духовные запросы Маргариты, которым не соответствует её муж (хороший человек, вроде бы, она говорила), или как "с жиру бесится" - неважно. Важно, что именно эмоций и душевной близости ей не хватает. Маргариту можно сравнить с ванилькой, по большому счёту.
В итоге, богатенькая неработающая дамочка находит себе эмоции: она находит себе страсть, секрет (ведь от мужа нужно скрываться, когда изменяешь), прикосновение к чему-то необычайному, великому (по её мнению) - к творчеству. Она чувствует себя этакой Галой, архетипичной самоотверженной женой - оставаясь при этом по факту изменницей и дамой двуличной. Ей комфортно жить в дорогой квартире, получать всё от мужа - и при этом добирать недостающее у Мастера. Ей так нормально и хорошо. Что, она всё ещё самоотверженно любящая идеальная женщина в твоём видении? Всё ещё?
Да, Маргарита при этом любит Мастера, с этим я не спорю. И от этого образ и становится живым. От всех этих перепитий, где с одной стороны она любит, потому что в жизни у неё толком не было никогда любви, а с другой стороны - она не уходит в эти отношения до конца, не отказывается от богатства и удобств (а если отказалась бы - интересно, долго протянула бы её любовь?)
По сути, Маргарита вцепляется в Мастера, потому что он - единственное, что у неё есть в жизни для души. Но отказываться от чего-то для тела она не готова.
И да, по мне, этот образ вполне реалистичен. И нет, ничуть не романтизирован. Этот образ проработан со всем его бэкграундом, и потому он - больше, чем образ любящей женщины. Он показывает предпосылки этой любви
Кто такой Мастер? Это такой же неустроенный, как и Маргарита, человек. Просто по-другому. Он - мечтатель-писатель, живущий в своем мире, живущий мечтами, она - домохозяйка, "пороха не нюхавшая" (то есть, толком жизнь не знающая, не знающая, что почём), оба они - люди выпавшие из реальности, плохо умеющие с реальностью взаимодействовать. Что подтверждается болезнью Мастера: после первого же серьёзного поражения он просто сдаётся, опускает руки - и по сути, умирает внутри. Он не умеет сражаться, не умеет добиваться своего. Он предпочитает уйти, лишившись всего, даже самой любимой Маргариты, чем продолжить борьбу (что принижает и его самого, и его любовь. Он сам признаётся в собственной слабости, прямо в тексте). По сути, Мастер напоминает любого сдавшегося слабака, какого-нибудь тонко чувствующего страдальца-алкоголика, не понятого миром, и многих подобных людей. Маргарита - жену такого слабака, которая находит себя в спасении, тем самым создавая смысл в своей бессмысленной по большому счёту жизни. Она делает это всё не только для него - но и для себя, чтобы почувствовать себя живой.
Они тянутся друг к другу в том числе из-за своей неустроенности по жизни. Они в этой неустроенности друг на друга похожи. Их любовь - это союз против мира, в котором они чужие. Мастер из этого мира уходит в мир творчества. Маргарита - уходит к мастеру и немного в его мир. Они оба бегут от реальности. И бегут от неё не только метафорически - но и буквально.
Мастер бежит от реальности в безумие, в больницу. А потом они оба бегут к потусторонним силам, в мир ирреального - а потом и вовсе на тот свет.
По сути, это очень показательный элемент: этим двоим, изначально из реальности выпавшим, людям, в этом мире делать нечего. Им незачем жить. Мастер, по сути, уже отказался жить и бороться. Им остаётся единственный выход: умереть. Какими бы романтическими словами этот финал ни характеризовали, суть проста: эта трагическая история двух людей, которые не сумели построить счастье и умерли. Самоотверженная (на самом деле - эгоистичная в своем желании испытать те самые эмоции) любовь Маргариты (которая просто не умела жить иначе, да и вообще не больно-то умела жить) просто привела к тому, что умерли они вместе - вот и всё. Не очень-то радостный финал для счастливых влюблённых.
Момент сделки с дьяволом очень показателен.
Все говорят: "образ самоотверженной влюблённой! такая любовь!" Ну присмотрись же, речь ведь не о том. История повествует, как самоотверженная любовь завела обоих в ад.
Не думающая ни о чём, кроме своей любви, Маргарита заключает сделку с дьяволом, завершая своё падение испитием крови, купанием в крови и прочим. Почтённая публика радостно это схавала: "Сделка с дьяволом - эка невидаль, дьявол помог восстановить справедливость!" Да, Воланд - этакий "хороший" дьявол, он ходит по Москве, наказывает разных гадов, чем вызывает многочисленные симпатии читателей. Но достаточно вспомнить Берлиоза и Бездомного, которых Воланд наказал, по сути, за неверие в Бога, - и можно понять, что прелюбодеяние - грех, который совершили и Мастер, и Маргарита, - тоже заслуживает наказание с библейской точки зрения. И герои это наказание получают. Рай их отвергает - и их отправляют в ад. Очень романтичная история: двое неустроенных людей не могут организовать свою жизнь и попадают в ад. Розовые пони радостно какают радугой.
Да, они попадают в тот ад, в котором находятся древние философы, которые не знали о боге, но по сути, им указали на дверь. Их невероятная любовь не встретила никакого одобрения у небес, хоть Мастер и писал о боге и проникся этой темой так глубоко. Какая жестокая ирония: героя, который был безумно увлечён историей Бога, Бог отверг. По сути, им отказали в развитии и поместили их в этакое состояние стагнации. Это ни в коем случае не счастливый финал.
Если же мы вспомним публику, которая была на балу у Воланда - несчастную публику - то мы можем задуматься, а счастливым ли будет это посмертное существование героев?
Ладно, напоследок отойду от религиозной темы и гляну на эту историю с третьей стороны.
Автор создаёт историю любви двух людей, у которых никого больше не было - только они двое. Эти двое существовали в состоянии хрупкого равновесия. Их любовь поддерживало то, что она была тайной, секретной, противопоставленной миру, что это была любовь любовников, не мужа и жены (как бы Мастер ни называл Маргариту). Их любовь поддерживали деньги мужа Маргариты (так что Маргарита могла не думать о пропитании, платьях и прочих бытовых вещах). Их любовь поддерживал творческий поиск и именно сам процесс творчества.
Будь эти люди другими - возможно, они сумели бы как-то выбраться и чего-то добиться (как Дали и Гала). Но оба этих героя - слабы. Слаб Мастер, сдающийся после первого же поражения, нежелающий сражаться. Слаба Маргарита, долго вравшая мужу и не уходившая от него, заключающая сделку с дьяволом и не думающая о последствиях. Их жизнь и любовь в реальном мире (если бы Маргарита ушла от мужа) не принесла бы ничего хорошего (она итак не принесла). В этих людях нет силы. И потому единственное, что может сделать для них автор - отправить их в другой мир. Автор не придумывает им страшного наказания - но и поощрения особого не даёт. Он просто извлекает их из нашей реальности и выставляет в другое место. Потому что автор прекрасно понимает, что никакими реальными способами эти двое не могут быть живы, вместе и счастливы. По сути, тем самым автор фиксирует их жизненное поражение.
Короче говоря, я не вижу тут розо-сопливой истории, а вижу грустную, мрачную и трагичную историю слабых, потерянных людей, бегущих от реальности. Самоотверженная любовь сама по себе не принесла героям ничего, да и возвышенность этой любви - вопрос, если честно, более чем спорный, учитывая поведение Маргариты и бегство Мастера.
Я всё