litnyra

Литературная Ныра

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературная Ныра » Литературная мастерская » Немного о когнитивных искажениях


Немного о когнитивных искажениях

Сообщений 31 страница 60 из 140

31

Хельга написал(а):

Суть как бы в том, что ляпы есть у всех. В принципе. Но если текст хорошо написан, то ты втягиваешься и не замечаешь их.

Мне кажется, нет абстрактно хорошо написанных текстов всегда есть изрядная доля субъективности. Например, один человек втянется, а другой найдет в тексте что-то, что ему лично не по вкусу и на этом фоне не втянется и увидит ляпы. Я уточню, что не по вкусу может быть что угодно, например, кому-то не понравится, что герой пьет водку, кому-то не понравится жанр (а-ля "принципиально не люблю фэнтези") и т.д..

0

32

Ticky написал(а):

Мне кажется, нет абстрактно хорошо написанных текстов всегда есть изрядная доля субъективности.

Мы тут уже обсуждали, что нельзя выходить за пределы ЦА. Внутри ЦА такой текст может быть - который оценит даже тот, кому сюжет не понравится или персонажи, просто язык хороший. Вне ЦА рассматривать его бессмысленно.

0

33

Ну это да))  но тут же, вроде, мы обсуждали, что ца порой определить очень сложно))

0

34

> Нельзя выходить за пределы ЦА.

Бедный Лотман...

0

35

Шана написал(а):

СНАЧАЛА ДОБЕЙСЯ ИРОД ПАРХАТЫЙ МОЙ ТЕКСТ ГЕНИАЛЕН А ВСЕ ТВОИ АРГУМЕНТЫ ЕРЕСЬ НЕЧЕСТИВАЯ ЖАЛЬ ИНКВИЗИЦИЮ ОТМЕНИЛИ ИНАЧЕ Я БЫ СЖЁГ ТЕБЯ НА КОСТРЕ

Ыыыыы. Предлагаю считать это вежливой ни к чему не обязывающей формулой. Вроде той преснятины, которой Тедди кормит за отзывы - "Спасибо за коммент." Ваш вариант колоритнее и живее. :-)

+1

36

Visioner написал(а):

Бедный Лотман...

Шта?

Ticky написал(а):

Ну это да))  но тут же, вроде, мы обсуждали, что ца порой определить очень сложно))

Ну да. Поэтому надо быть аккуратным в этом плане.

0

37

Visioner написал(а):

Бедный Лотман...

неужели ты серьёзно думаешь, что у людей, которые занимаются чистым искусством, нет ЦА? Ещё как есть :)

0

38

Хельга, ошибался, бедняга.

Ticky, да не о том я

0

39

Visioner написал(а):

Хельга, ошибался, бедняга.

Я понятия не имею о том, кто это. Так что если он ошибался - ну и что?

0

40

Технарь  :D Лотмана не знает.

0

41

Visioner написал(а):

да не о том я

"нельзя выходить за пределы ЦА" - это было о поиске критики. Что самую полезную критику тебе дадут люди, которые являются твоей ЦА или имеют представление о том, для кого и что ты творишь (короче говоря, в теме).
Хельга сказала хорошую фразу, что "если вы написали фанфик по Сумеркам, не стоит искать для него критиков на форуме поклонников Андрея Круза".

Отредактировано Ticky (2016-03-16 10:08:08)

0

42

Хельга, вот и говорю, что бедняга

Ticky, сеттинг другой да. Но как это соотносится с критериями оценки? Критерии зависят не от сеттинга, а от эстетических установок критика. Хельга, скажем, оценит излишнюю тавтологичность текста как нечто плохое, я же смогу найти в ней фичу. Надо смотреть на эстетические установки ЦА, а не фандом. Что вышло на премии НОС 2015? Вот оно и есть: жюри было несколько не в той теме. Плохо ли это? Нет. Замыкаться внутри уютного сообщества контрпродуктивно, культура развивается с помощью пересечения границ и диссонансов (хоп, поздний Лотман). Стремиться выйти за пределы ЦА норм.

0

43

Определение ЦА больше уместно в коммерции, чем в искусстве, кмк.

0

44

Visioner написал(а):

Хельга, скажем, оценит излишнюю тавтологичность текста как нечто плохое, я же смогу найти в ней фичу.

Проблема в том, что с вами, скорее всего, согласятся 3,5 анонимуса, а со мной - все остальные. Можно сколько угодно говорить о миллионах мух, но именно статистические данные первичны. И если из 1000 любителей дамских романов 990 сказали, что вот этот конкретный дамский роман - фигня, то он и есть фигня.

Visioner написал(а):

Стремиться выйти за пределы ЦА норм.

А это никто и не отрицал. Просто тогда следует расширить эту ЦА и взглянуть на текст под другим углом.

Грубо говоря, вы сделали винтовку. Хорошую такую винтовку. Но она пригодна лишь для средних дистанций. Дайте ей режим автоматического огня - и можно повоевать в ближнем бою. Переделайте ствол - и можно и дальние дистанции брать. Добавьте подствольник - и поражайте технику. Это и есть расширение функций, в случае искусства - ЦА. Расширять ЦА без изменений невозможно. Иначе вы так и будете с мосинкой против танков воевать и удивляться, почему не получается.

Тедди-Ло написал(а):

Определение ЦА больше уместно в коммерции, чем в искусстве, кмк.

Искусство всегда для кого-то предназначено. Можно писать в стол и никому не показывать свою Жестокую Голактику, но это отдельный случай.

+1

45

Хельга написал(а):

Искусство всегда для кого-то предназначено.

Для любого человека, который желает и может его воспринять. И на любой текст найдётся свой читатель.

0

46

Тедди-Ло написал(а):

Для любого человека, который желает и может его воспринять. И на любой текст найдётся свой читатель.

Я уже показывала, что не надо неверно понимать это выражение. Да, на любой текст найдется читатель - хотя бы сам автор. Но у нас есть количественный фактор, позволяющий сравнивать.

0

47

Visioner написал(а):

Надо смотреть на эстетические установки ЦА, а не фандом. Что вышло на премии НОС 2015? Вот оно и есть: жюри было несколько не в той теме. Плохо ли это? Нет. Замыкаться внутри уютного сообщества контрпродуктивно, культура развивается с помощью пересечения границ и диссонансов (хоп, поздний Лотман). Стремиться выйти за пределы ЦА норм.

Норм - для опытного, для автора начинающего может оказаться губительным. Тавтология может быть фичей, но гораздо лучше, когда человек это применяет сознательно. Если он знает, что есть тавтология, что она может вот тут быть применена специально и использует её специально, а люди не понимают - это одно. Если же человек сознательно не изучает язык, потом получает от тебя комментарий, что тавтология тут - это фича, он может остановиться в своём развитии, считая, что всё может быть фичей, перестанет оттачивать мастерство, окуклится и сдохнет
Вот, очень правильные слова:

Хельга написал(а):

Грубо говоря, вы сделали винтовку. Хорошую такую винтовку. Но она пригодна лишь для средних дистанций. Дайте ей режим автоматического огня - и можно повоевать в ближнем бою. Переделайте ствол - и можно и дальние дистанции брать. Добавьте подствольник - и поражайте технику. Это и есть расширение функций, в случае искусства - ЦА.

Но прежде всего, нужно сделать винтовку. Советы добавить режим автоматического огня к винтовке, которая на средних дистанциях не стреляет - абсурд и бред.

+1

48

Тедди-Ло написал(а):

Для любого человека, который желает и может его воспринять. И на любой текст найдётся свой читатель.

Это и есть ЦА.

0

49

Ticky написал(а):

Если он знает, что есть тавтология, что она может вот тут быть применена специально и использует её специально, а люди не понимают - это одно.

мне один парень как-то пояснил простую истину: ты не можешь встать у каждого книжного магазина, засесть в каждом туалете и пояснить каждому читателю, что тавтология здесь - это фича.
Возвращаясь к говну: есть такое понятие, как копрофагия. То есть в принципе можно и его есть. Но говно-то от этого говном быть не перестает.

+1

50

Хельга написал(а):

Но у нас есть количественный фактор, позволяющий сравнивать.

Но количественный фактор целиком и полностью на стороне фуфла, удовлетворяющее большинство и не более - Сумерки, Оттенки.

Ticky написал(а):

Если же человек сознательно не изучает язык, потом получает от тебя комментарий, что тавтология тут - это фича, он может остановиться в своём развитии, считая, что всё может быть фичей, перестанет оттачивать мастерство, окуклится и сдохнет

С другой стороны, если автора карать за тавтологию, заместительные и повторы, он выхолостит язык до полной импотенции, что мы можем наблюдать, скажем на ФБ, где многие беты весьма туги ухом к языку, зато твёрдо знают, что тавтология - плёха.

Ticky написал(а):

Это и есть ЦА.

Не совсем так, ЦА - это группа людей, объединённые каким-либо признаком, который позволит им потребить продукт с максимальной вероятностью. Если у меня нет цели протолкнуть свой продукт массам, у меня нет необходимости выбирать ЦА. ЦА - любой человек.

Хельга написал(а):

Возвращаясь к говну: есть такое понятие, как копрофагия.

Большинство людей унылым говном называют классиков, но те говном от этого не становятся.  :dontknow:

0

51

Хельга написал(а):

мне один парень как-то пояснил простую истину: ты не можешь встать у каждого книжного магазина, засесть в каждом туалете и пояснить каждому читателю, что тавтология здесь - это фича.

Конечно. У тебя нет простынки комментариев под твоим текстом. Если в тексте не удалось что-то донести - каждому читателю лично ты свои мысли не скажешь.
Но есть и другая грань: начинающий автор не может быть уверен, что критик шарит. Или не шарит. Автор может считать, что критик не понял гениального замысла, а критик, сука, прав окажется. Или наоборот, автор может прислушаться, а критик ошибался. Потому я и говорю, что нужно многие вещи применять осознанно и оттачивать собственное мастерство по многим направлениям (и стиль, и приёмы, и наполнение текста, и т.д.). Чтобы если не получилось, сказать: задумка была, что вот в этом случае тавтология - приём. (И она может быть приёмом. К примеру, в тексте идет цитата из чужого малограмотного дневника). И в таком случае критик может ответить: нет, не получилось. Вот если бы помимо тавтологии автор использовал бы ещё вот такой и вот такой приём - тогда бы вышло. А вот если критик после этого говорит: ой, а я не подумал, что тавтология может быть приёмом... (или: ой, а я и не знал, что Священная Римская Империя до 1806 года существовала). Нуууу, тогда понятно, что критик просто не шарит.

Хельга написал(а):

Возвращаясь к говну: есть такое понятие, как копрофагия. То есть в принципе можно и его есть. Но говно-то от этого говном быть не перестает.

:D  вообще, я обычно в этом случае говорю, что многие авторы, которых сохранила история, и в своё-то время были достаточно известны и любимы. Типа Шекспира или Пушкина. Или, отходя от литературы, Моцарта и Дали. Есть исключения, вроде Лавкрафта, которые стали известны и любимы уже после смерти. Ноооо... если сравнить. Шекспир - Лавкрафт - Шекспир - Лавкрафт. Чёрт, Шекспир побеждает :) Исключения, разумеется, есть, но путь к широкой аудитории не является однозначно плохим путём

0

52

Ticky написал(а):

И в таком случае критик может ответить: нет, не получилось.

Дело в том, что если хотя бы один человек, кроме автора уловит суть приёма - всё, получилось.

Ticky написал(а):

и в своё-то время были достаточно известны и любимы.

Ещё больше были известны и любимы те, кого в итоге история не сохранила, кстати. Сохраняются единицы.
И опять же всё зависит от цели - попасть в историю, продаться по-дороже?

0

53

Тедди-Ло написал(а):

С другой стороны, если автора карать за тавтологию, заместительные и повторы, он выхолостит язык до полной импотенции, что мы можем наблюдать, скажем на ФБ, где многие беты весьма туги ухом к языку, зато твёрдо знают, что тавтология - плёха.

ты ФБшные тексты когда последний раз видела? Они совершенно не выхолощенные. Они кошмарные, с кучей ошибок и вообще. Плюс, смотри комментарий выше.

Тедди-Ло написал(а):

Не совсем так, ЦА - это группа людей, объединённые каким-либо признаком, который позволит им потребить продукт с максимальной вероятностью. Если у меня нет цели протолкнуть свой продукт массам, у меня нет необходимости выбирать ЦА. ЦА - любой человек.

Мы говорим о критике. Человек, приходящий за критикой, хочет выхода к читателю. Было бы ему хорошо без читателей, он бы за критикой не пришёл.
Или вот, к примеру, человек не хочет выбирать ЦА. Он пишет что-нибудь... ну, допустим, обычное реалистическое произведение. Размещает его где-нибудь. Из кучи народа его прочитало полтора человека, почему? А потому, что в месте, где он разместил свой текст, ходят любители фэнтези и дамских романов, им не сдался реализм. А те, кто не дочитал, написали, например: "Очень скучно, затянуто". А если бы человек отправил рассказ на конкурс, где ценят именно такие тексты, он бы мог получить награду, потому что для этих людей такой текст оказался бы самым что ни на есть правильным и не затянутым.
Вот тебе и пример пользы в понимании ЦА. Именно в понимании ЦА на начальном этапе творчества, когда человек ещё начинающий автор.

0

54

Тедди-Ло написал(а):

Но количественный фактор целиком и полностью на стороне фуфла, удовлетворяющее большинство и не более - Сумерки, Оттенки.

Сумерки и оттенки удовлетворяют свою ЦА, За ее пределы, подобно, например, Потному Поттеру, они не выходят.
Да и количественный фактор - не единственный.

Тедди-Ло написал(а):

Если у меня нет цели протолкнуть свой продукт массам, у меня нет необходимости выбирать ЦА. ЦА - любой человек.

Главное потом не удивляться, что никто тебя не читает.
Понимаешь, я тоже могу писать о киборгах-пидорах со множеством сексуальных гей-сцен и фистингом металлическими пальцами. Но для меня тогда не должно быть странным отвращение подавляющего большинства читателей.

Тедди-Ло написал(а):

Большинство людей унылым говном называют классиков, но те говном от этого не становятся.

Фи. Классики были популярны в свое время. Да и сейчас тоже. Большинство? Вон, на Западе от Достоевского кипятком ссут.

Тедди-Ло написал(а):

С другой стороны, если автора карать за тавтологию, заместительные и повторы, он выхолостит язык до полной импотенции, что мы можем наблюдать, скажем на ФБ, где многие беты весьма туги ухом к языку, зато твёрдо знают, что тавтология - плёха.

Ну дык не надо зацикливаться. Кроме тавтологии есть еще куча факторов. Ритм, например. Тавтология - лишь частный фактор, влияющий на ритм.
И да, оправданная тавтология бывает. Но ее должно быть видно.

+1

55

Тедди-Ло написал(а):

Дело в том, что если хотя бы один человек, кроме автора уловит суть приёма - всё, получилось.

Зависит от приёма. Зависит от цели автора. Вопрос #зачемонубилтрактирщика мне задала половина читателей, а другая половина сказала, что всё абсолютно понятно, а те, кто задавал вопрос - глюпые. Ну и кому мне верить? :)

Тедди-Ло написал(а):

Ещё больше были известны и любимы те, кого в итоге история не сохранила, кстати. Сохраняются единицы.
И опять же всё зависит от цели - попасть в историю, продаться по-дороже?

Я о том, что позиция "мне не нужны массы, массы вечно потребляют какое-то говно" неверная позиция. Массы потребляют разное. И да, я знаю многих людей, которые читают и любят классику, а современный масслит - не любят :)

0

56

Тедди-Ло написал(а):

Дело в том, что если хотя бы один человек, кроме автора уловит суть приёма - всё, получилось.

А если он остался единственным, кто уловил?

Ticky написал(а):

Потому я и говорю, что нужно многие вещи применять осознанно и оттачивать собственное мастерство по многим направлениям (и стиль, и приёмы, и наполнение текста, и т.д.).

Естественно. Но это все - эксперименты же.

Ticky написал(а):

(или: ой, а я и не знал, что Священная Римская Империя до 1806 года существовала)

Блядь! Не напоминай. Короли в XIV веке мылись раз в год, мать их.

0

57

Ticky написал(а):

ты ФБшные тексты когда последний раз видела? Они совершенно не выхолощенные. Они кошмарные, с кучей ошибок и вообще.

Года два назад. Те, которые называют "средними" или даже тексты монстров - именно такие, безликие, безстильные. И миллионы страниц с воплями бет, которые пытаются порядок слов править и смысловые повторы.  :D

Ticky написал(а):

Человек, приходящий за критикой, хочет выхода к читателю.

Не обязательно. Он может хотеть получить обратную связь по тексту, увидеть его чужим взглядом для дальнейшего совершенствования.

Ticky написал(а):

Он пишет что-нибудь... ну, допустим, обычное реалистическое произведение. Размещает его где-нибудь. Из кучи народа его прочитало полтора человека, почему? А потому, что в месте, где он разместил свой текст, ходят любители фэнтези и дамских романов, им не сдался реализм.

Так это опять позиционирование товара. В реале автор разместится везде, где сможет, вот и всё. А то, разместится с хорошим рассказом-реализмом среди фантастов и куча лайков с комментариями в духе: "вообще не читал реализм, но тут прям зачитался"  :D

Ticky написал(а):

А если бы человек отправил рассказ на конкурс, где ценят именно такие тексты, он бы мог получить награду, потому что для этих людей такой текст оказался бы самым что ни на есть правильным и не затянутым.
Вот тебе и пример пользы в понимании ЦА. Именно в понимании ЦА на начальном этапе творчества, когда человек ещё начинающий автор.

Это если цель автора - получить лайки и премии :) Она не всегда такова.

0

58

Хельга, > Проблема в том, что с вами, скорее
всего, согласятся 3,5 анонимуса, а со
мной - все остальные

это не проблема)

Грубо говоря, я сделал винтовку, и она выполняет свои функции. Я сделал текст — и он выполняет свои функции. Для двух человек, но выполняет. Устраивает их, что-то меняет в них, как-то влияет. Текст, получается, не является некачественным. С чего взято, что количественный фактор важен? С потолка? хз. Типичные модерновые стереотипы, разрушенные уже во второй половине 20 века. Такие дела.

Ticky, меня мало волнует автор. Если я читатель и нашёл у автора фичу: это моё читательское открытие, меняющее мой читательский культурный опыт. Что мне автор? Он умер. Если я критик, я пытаюсь показать, как читать некий текст, как его можно прочесть. Что мне автор? Да похуй на него. Есть текст и его интерпретация. Есть контексты, в которые можно произвольно этот текст встраивать. А автор — кого он волнует? Хочет писать тавтологиями — его право. Не хочет — пусть не пишет. Я буду читать то, что мне нравится и интерпретировать это так, как полезно мне. Следующий уровень — диалог интерпретаций и интерпретационное поле. То, что формирует культуру. Тут возникает конкуренция эстетических парадигм, которые пиарят каждая свою трактовку. В Истории остаётся победитель. Вот тут уже важен количественный фактор. Но это не делает критерии объективными, это вообще уже на более высоком уровне, а не внутри фанфиков и прочего макраме от писательства.

к говну возвращаться я не буду. Хочу аргументации, а не метафор.

0

59

Хельга написал(а):

Сумерки и оттенки удовлетворяют свою ЦА, За ее пределы, подобно, например,

И она огромна, эта ца, называеся - ЖЕНЩИНЫ.

Хельга написал(а):

Да и количественный фактор - не единственный.

Он ещё и неважный, я бы сказала. Количество редко бывает на стороне качества.

Хельга написал(а):

Главное потом не удивляться, что никто тебя не читает.

Но меня читают не меньше, чем остальных начписов, например. Хотя у меня нет позиционирования ЦА. И опять же - у меня нет цели раздуть число своих читателей.

Хельга написал(а):

Но для меня тогда не должно быть странным отвращение подавляющего большинства читателей.

Да тебя с руками оторвут XDDDD

Хельга написал(а):

Большинство?

Конечно, зайти на те же сайты фантастов, которые ссут от фантастики. Классику любят немногие.

Хельга написал(а):

Но ее должно быть видно.

Так одному видно - другому нет.

Ticky написал(а):

Ну и кому мне верить?

Кому посчитаешь нужным, разумеется. Это дело автора. Если мне двадцать человек скажут, что фишки не поняли, а один - что понял, всё. Править не буду. Но на будущее, возможно, поимею в виду.

Ticky написал(а):

Я о том, что позиция "мне не нужны массы, массы вечно потребляют какое-то говно" неверная позиция.

А тут эту позицию никто не озвучивает. Я говорю, что ориентироваться на вкусс масс возможно только в случае желания продаться как можно дороже.

Ticky написал(а):

И да, я знаю многих людей, которые читают и любят классику, а современный масслит - не любят

А я знаю много людей, которые любят фэнтази и фантастику, фанфики, а классику считают УГ. И што?  :D

Хельга написал(а):

А если он остался единственным, кто уловил?

Ну и что? Хоть один уловил - опыт удался. Автор смог донести до читателя то, что хотел. У меня есть примерно три постоянных читателя - мне этого достаточно, чтобы писать.  :D

0

60

Тедди-Ло написал(а):

Года два назад. Те, которые называют "средними" или даже тексты монстров - именно такие, безликие, безстильные. И миллионы страниц с воплями бет, которые пытаются порядок слов править и смысловые повторы.

Ну так я говорила в этой теме в комментариях, что мастерство нужно оттачивать самому, понимая, где ты используешь тавтологию, как приём. А не полагаться исключительно на мнение критиков

Тедди-Ло написал(а):

Он может хотеть получить обратную связь по тексту, увидеть его чужим взглядом для дальнейшего совершенствования.

ну, девочка написала любовный роман. Типа оттенков или сумерек. И пришла в сообщество, где любят Олдей и Стругацких. И что она услышит? И нужно ли ей слышать именно это?

Тедди-Ло написал(а):

А то, разместится с хорошим рассказом-реализмом среди фантастов и куча лайков с комментариями в духе: "вообще не читал реализм, но тут прям зачитался"

ты же понимаешь, что для начинающего автора это очень маловероятно? И нет, начинающий автор обычно размещает текст в одно-два сообщество и сидит дрожит.

Visioner, это с точки зрения внешнего мира, а мы говорим про точку зрения автора. А автор обычно хочет, чтобы его читали, понимали и ценили. И оказывается порой недоволен, если его читают не так, как ему бы того хотелось, смотрят не на то и т.д.. И тут уже вопрос целей автора: какую он аудиторию хочет? Чего вообще хочет от своего творчества? И из этих целей и нужно формировать куда пойти и с кем на тему творчества общаться. И что вообще с творчеством делать. И как реагировать на критику. И т.д., и т.п..

0


Вы здесь » Литературная Ныра » Литературная мастерская » Немного о когнитивных искажениях